• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Первая татарская женщина математик из рода сеидов - потомков Пророка Мухаммада (мир ему)

Время чтения: 6 мин
22684

«По соседству с нами жила Фатима Шакулова. Ей было тогда лет 90. Она прекрасно играла на рояле и была такой выдумщицей. Фатима была немножко со странностями. У нас жила корова в Малом Татарском. И Фатима советовала моей тёте: «Слушай, ты зачем бедную корову здесь держишь? Ты утром вставай и веди её на Воробьёвы горы». Но разве можно? Туда полдня пройдешь, обратно полдня. Разве можно туда ходить? Её три дочери знали иностранные языки. Люди говорили: «Шакуловы — это наследники Мухаммеда» Рауза Кастрова, внучка татарского мецената.

Если заглянуть в богатый фонд Национального музея Республики Татарстан, то можно увидеть любопытные документы, рассказывающие о непростом жизненном и творческом пути первой татарки, которая получила высшее образование (да ещё и математическое!) в Европе, в парижском университете Сорбонна. Конечно, коллекция может показаться кому-то не такой большой – всего-то 59 единиц. Но эти документы позволяют проследить жизнь Сары Шакуловой и оценить её большой вклад в становление татарской женщины.

Сара Касимовна Шакулова родилась 27 июля 1887 г. в г. Касимове в семье почётного гражданина Касимхана Хусаиновича и его жены Фатымы Айнутдиновны. Касимхан сеид вместе со своими тремя братьями относится к 43 колену рода пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).

Шакуловы – известный среди российских татар род, принадлежащий к сеидам. Термином «сеид» у мусульман называется ветвь потомков Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), ведущая своё происхождение от его внука Хусаина. Как известно, в средние века в Казанском и Касимовском ханствах, так же, как и в других мусульманских странах, сеиды находились в центре общественно-политической и религиозной жизни государства и пользовались большим уважением.

Касимовские татары, в том числе и род Шакуловых, жившие в окружении русских и более-менее тесно общавшиеся с ними, раньше, чем татары других регионов, начали соприкасаться с русской, а через неё и с европейской культурой. Оставаясь истинными мусульманами по вере, они приняли решение изучать русский язык, не считали зазорным знакомиться с русской культурой, отдавая своих дочерей в русские школы. Не было у них в традиции и затворничество женщин. Именно из рода касимовских татар вышла Разия Кутлуярова, первая женщина-татарка, получившая высшее медицинское образование.

Однако вернёмся к семье Шакуловых, где тон задавала Фатима-ханум. Мать семейства получила прекрасное образование: её дядя, Якуб Сулейманович Акчурин (1854–1903), пригласил для обучения и воспитания своей сестры и её ровесницы, племянницы Фатимы, гувернантку, одну из первых бестужевок, обучавшую девушек по программе женских гимназий, а также музыке и языкам.

Из воспоминания младшей дочери Амины мы узнаём, что Фатима Шакулова была уверена, что «женщина должна получить образование и возможность материально обеспечить себя, не зависеть от семьи и быть самостоятельной в своих действиях».

«У нас, несмотря на постоянное общение с русской и подчас с европейской интеллигенцией, неизменно царил дух ортодоксальной мусульманской семьи. Уклад жизни был мусульманский…»

Семилетняя Сара была отдана родителями в джадидскую школу, где в течение трёх лет изучала родной татарский язык и основы исламского вероучения. В 1897 году она поступает в русскую женскую гимназию в Касимове, где становится первой ученицей и с успехом её заканчивает в 1905 году. Дальше Всевышний направил её стопы в Петербург, где юная Сара поступает на курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, открытые в 1896 году известным учёным и общественным деятелем П.Ф. Лесгафтом. К этому времени здесь уже преподавали не только все естественные науки, но и отдельные гуманитарные дисциплины – история, философия, психология.

Чтобы понять, насколько сложный и тернистый путь пришлось пройти Саре Шакуловой, нужно понимать, что в начале XX в. высшие учебные заведения для женщин в России были закрыты. А закончив лишь курсы и среднюю школу, нельзя заниматься преподаванием. Тогда татарка принимает решение отправиться в Европу и поступает на механико-математический факультет Сорбонского университета. Помимо диплома о прохождении полного курса обучения, Сара также привезла свидетельство о высшем образовании факультета экспериментальной физики, свидетельство о сдаче с отличием зачётов по рациональной механике на факультете математических наук Парижского университета.

По возвращении на родину ей предстояло сдать экзамены, подтверждающие полученные знания, что Сара и сделала в 1914 году, удостоившись диплома II степени Московского университета. Девушка с успехом прошла восемь полукурсовых экзаменов и семь экзаменов на испытаниях в комиссии по различным математическим дисциплинам. В связи с этим событием один из ее друзей, французский журналист, литератор и музыкальный критик, парижанин Пьер Дальгейм подарил ей нагрудный значок выпускника Московского университета, сделанный по его специальному заказу в знаменитой фирме Фаберже. Среди сохранившихся в Национальном музее документов можно найти сообщение Департамента народного просвещения от 12 января 1917 г. об утверждении Сары Касимовны в звании учительницы по математике средних учебных заведений.

Всю свою жизнь Сара Шакулова проработала в сфере народного образования: преподавала математику в Зарайском реальном училище Рязанской губернии (1915-1916), Казанском городском женском коммерческом училище Эккерт (1916-1919), татарской школе для девочек Ф. Аитовой и женской школе Л. Хусаиновой. В 1919-1923 гг. она была заместителем народного комиссара просвещения и заведующей главным управлением профессионально-технического образования Башкирской АССР. «Шакулова положила много труда и энергии по поднятию культурного уровня трудящихся Башкирии, в особенности по линии профтехнического образования... При её непосредственном и активном участии были организованы несколько профтехнических учебных заведений (сельскохозяйственные, педагогические, курсы по ремонту сельскохозяйственных машин и прочие)», – можно найти в тексте одной из характеристик.

В 1923 г. по вызову Наркомпроса РСФСР Сара-ханум переезжает в Москву, где начинает работу в качестве инспектора национальных школ, параллельно преподавая математику в школах и высших учебных заведениях. А уже в 1925 г. женщина становится директором первой татарской школы им. Н. Нариманова в Москве. Одновременно с этим Сара-ханум писала учебники по математике для татарских школа.

С 13 октября 1938 года по 1 сентября 1940 года Сара Шакулова работает преподавателем математики в Республиканском институте повышения квалификации ИТР и хозяйственников при наркомпросе РСФСР. Она не оставляла педагогическую деятельность до 75 лет.

Умерла Сара в Москве в 1964 году. Тело её покоится на Даниловском мусульманском кладбище.

«Что значит в сущности понятие «покой»?

Спокойный сон? Без треволнения бдение?

Как исключение может быть порой

Лишь небольшое легкое волнение.

Ты знала ли покой когда-нибудь?

Иль чужд тебе и дух его тлетворный?

Богат духовно жизненный твой путь.

В душе прекрасной разум благородный...»

Абдулла Дебердеев, друг и родственник Сары Шакуловой.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle