• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Матери нации": Лябиба Хусаиния – мусульманка, посвятившая всю свою жизнь просвещению женщин

Время чтения: 7 мин
4779

Татарская женщина, получившая удостоверение Духовного собрания; организатор учительских курсов и школы по обучение девушек; женщина-мусульманка, положившая жизнь на воспитание юных девушек с широким кругозором – мы продолжаем рассказывать об участницах Первого всероссийского съезда мусульманок. На этот раз героиней материала стала Лябиба Хусаиния.

7 декабря 1880 года в семье муллы деревни Новая Амза (Чистопольский уезд Казанской губернии) родилась девочка Лябиба, которой суждено было изменить жизнь мусульманской татарской женщины начала XX века.

Первые знания девушка получила от матери и отца. Любовь к книге юной татарке привил старший брат Габдулла. В 1895 году в пятнадцатилетнем возрасте Лябиба отправляется в деревню Гурьевка Симбирской губернии, где год преподает в школе Акчуриных. Но тут поступает приглашение Галимджана Баруди преподавать в казанской школе для девочек, на что Лябиба отвечает согласием.

Она становится помощницей Махруй Мозаффарии в образовательном и организационном процессах. Параллельно с рабочими обязанностями девушка углубляла свои знания по различным наукам самостоятельно. К ней посватался приказчик Джамаледдин Хусаенов. Лябиба приняла его предложение, но при одном условии – она дальше будет преподавать.

После смерти Магруй абыстай в 1904 году первая новометодная женская школа распалась. Часть учениц попросила Лябибу Ханум обучать их. Лябиба Хусаинова согласилась и с этого времени посвятила всю свою жизнь просвещению и воспитанию женщин. Именно тогда она и принимает решение открыть свою небольшую школу в собственной квартире.

В первый же год обучения в её классе оказывается 25 человек. К 1906 году их число увеличивается до 40, а в 1911 – их становится уже 170. К этому времени в школе было восемь классов — четыре начальных и четыре средних.

Слава этой школы росла, так как здесь ученицы могли читать уже через несколько месяцев с начала учения вместо прежних двух-трёх лет необходимых для обучения грамоте. Рос и авторитет самой Хусаиновой. С помощью нескольких богатых женщин Лябиба ханум смогла доказать необходимость постройки специального двухэтажного здания для школы. Эта школа была первой в Казани женской школой, имевшей собственное здание.

Ранее девочки учились только на дому. В 1907-1908 году было построено специальное здание во дворе дома Хусаеновых, а в 1910 году было решено пристроить второй этаж.

Школа была хорошо для того времени оборудована: ученицы сидели за партами, в каждом классе были классные доски, имелись наглядные пособия, географические карты, глобусы, счёты на подставках и другие инструменты.

В школе обучались и жительницы Казани, и приезжие ученицы. Плата за обучение взималась в зависимости от состоятельности родителей учениц. Бедные же девочки обучались совершенно бесплатно. Школа даже помогала им из фонда, поступавшего от благотворителей: выдавались пособия на одежду, книги, тетради.

На занятиях преподавали такие предметы, как арифметику, географию, историю. В школе сформировалась богатая библиотека. Что касается материальной части, то учебный процесс был обеспечен всем необходимым на средства благотворителей и родителей. О системе преподавания, об изучаемых предметах мы можем судить по аттестатам, по воспоминаниям таких именитых учениц Лябибы, как Халиса Шараф, Туффах Гильмутдинова и других.

В эти же годы в программу школы совершенно секретно были введены и другие общеобразовательные предметы — история татар, история России, всеобщая история, география, ботаника, зоология, анатомия, персидский и арабский языки, математика, гигиена, рисование, черчение геометрических фигур, пение, рукоделие, элементы методики преподавания и педагогики.

Из-за того, что царская администрация всемерно препятствовала насаждению светского образования в татарских школах, все эти предметы вводились руководительницей школы без разрешения учебного ведомства, всячески скрываясь от местных чиновников.

Возникшая в 1904 году школа за 5 лет поднялась в своих учебных программах до высот подготовки учительниц. Но сам статус школы, а, соответственно, и диплом об окончании были на уровне начального образования. Такая ситуация объяснялась предвзятым отношением властей к мусульманскому просвещению.

Чтобы выйти из такой непростой ситуации, было принято решение о создании двух расписаний: одно – для проверок, второе – фактическое. В таких условиях школа воспитывала просвещенных татарок-мусульманок вплоть до 1919 года. Школа Лябибы Хусаинии была одной из двух ведущих учебных заведений для девочек-мусульманок (вторая – школа в Иж-буби).

После окончания восьмилетней школы Хусаиновой учащиеся получали официальную справку-свидетельство на русском языке об окончании конфессиональной школы. В этом свидетельстве на гербовой бумаге значились три предмета — вероучение, татарская грамота, арифметика. Начиная с 1913 года, в это число стали включать и русский язык. Свидетельство выдавалось за подписью муллы 4-каменной мечети И.Халитова, а Хусаинова подписывалась как вероучительница.

Нельзя не обратить внимание на один интересный факт: вместе с девочками школьного возраста обучались и взрослые тридцати-сорокалетние женщины, которые активно влияли на характер обучения. Именно под влиянием стремления к светскому образованию, проявившегося у учениц школы, в 1906 году было введено преподавание арифметики, а в 1912 году — преподавание русского языка.

Лябиба Хусаиния уделяла большое внимание общему воспитанию учениц. К примеру, в школе проводились занятия по труду, организовывались праздники, а за успехи девочек награждали специальными грамотами («Афарин», «Тахсин»), отрезами для платьев. Приятным бонусом этих грамот было то, что обладательницы могли получать бесплатные книги в магазинах таких казанских издательств, как «Умет», «Сабах», «Гасыр».

Вдохновлённые ученицы мечтали стать «помощницей Лябибы Хусаинии», часто и сами становились учительницами. Так, известно, что многие учителя школы Фатихи Аитовой были выпускницами школы Лябибы Хусаинии. А девушки, приезжавшие на учёбу из деревень, часто возвращались в родные места и создавали школы для девочек у себя на малых родинах.

Лябиба апа осталась в памяти своих учениц и коллег как любимая учительница, талантливая педагог, требовательная и справедливая просветительница. Она все силы свои положила на то, чтобы каждая из девочек, поступившая к ней на обучение, обязательно завершила весь курс, в некоторых случаях даже брала на себя все материальные издержки, связанные с приобретением книг и проживанием. Габдулла Тукай в своей статье поражается усердию и успехам Лябибы Хусаинии и Махруй Музаффарии, желает им успеха.

Говоря о вкладе Лябибы ханум в развитие женщин-мусульманок, нельзя обойти стороной её желание создать частную женскую семинарию (дарельмугаллимат), которая бы выпускала учительниц, обладающих всеми правами. О необходимости такого дарельмугаллимата она писала и в ответе редакции журнала «Аң»: «Хотя у нас и есть упорядоченные женские школы, не хватает учительниц с хорошими знаниями, достойных этого века. Никто не станет отрицать, насколько важна и насущна проблема подготовки учителей. Ещё более актуальна проблема подготовки образованных и способных учительниц».

Мечта женщины сбывается после падения царской власти, в 1917/1918 учебном году, когда школа Лябибы Хусаинии преобразуется в Женскую учительскую семинарию. Год спустя она сольётся с мужской учительской школой.

Школа Лябибы Хусаиновой была второй, после школы Буби, крупной средней женской школой в дореволюционный период. Это было признано и Советским правительством, приравнявшим её к средним учебным заведениям. Лицам, окончившим эту школу, постановлением ЦИК И СНК СССР о введении персональных званий для учителей от 10 апреля 1936 года было присвоено звание учителя начальной школы.

Помимо собственной школы, Лябиба ханум также организовала своеобразные курсы повышения квалификации для своих учительниц. Занятия проводились учителями медресе «Мухаммадия» в помещении школы Лябибы вечерами. Работа курсов держалась в большой тайне как от учебного начальства, так и от татарского населения, поскольку обнаружение курсов грозило бы школе неприятностями.

Старшие ученицы, собравшиеся посвятить себя в дальнейшем педагогической деятельности, проходили педагогическую практику в младших классах.

Биография Лябибы Хусаинии очень интересна, но особенно хочется отметить один факт, который наиболее ярко подчёркивает её уровень образования и мысли. В феврале 1911 года Лябиба получила удостоверение Оренбургского Духовного собрания, которое давало право на преподавание в татарской женской школе.

Это было сделано в целях сохранения школы: с 1910 года начали закрываться все новометодные школы, не имевшие особого разрешения от учебного начальства. А такое разрешение давалось лишь лицам, имевшим хотя бы удостоверение Духовного собрания. Такие удостоверения обычно давались мужчинам, окончившим медресе. Лябиба Хусаинова была одной из немногих женщин, получивших такое удостоверение.

К величайшему сожалению женской части мусульманского российского общества, в 1920 году Лябиба Хусаиния умирает от тифа. Её похоронили на Татарском кладбище в Казани.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle