• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как разводились мусульмане более века назад?

Время чтения: 3 мин
1317

Разводы у мусульман России совершались по правилам шариата. Причем власти считали необходимым знакомить государственные органы с условиями и порядком развода у мусульман.

Бракоразводные дела были частым явлением среди мусульман России. По оценкам исследователей, среди мусульман больше всего практиковались разводы «хлюг» (покупка женой расторжения брака) и «лиан» (взаимное проклятие). Практиковался и развод по талаку, когда «муж разводился с женой с произнесением трижды слова «развод»», при этом имущество жены сохранялось за ней.

Факт развода подлежал обязательному внесению в метрические книги. Большинство разводов происходило по инициативе женщин.

В 1893 г. в представлении в Министерство юстиции ОМДС указывалось, что оно расторгает брак по ходатайству жены в тех случаях, когда будет доказано:

1) что муж не способен к исполнению супружеских обязанностей,

2) что муж сумасшедший и это имеет опасные последствия для жены,

3) что муж неизлечимо болен,

4) что жена лишена самого необходимого ежедневного пропитания (Азаматов Д.Д. Указ. соч. – С. 137).

Из-за низкого социально-экономического положения основной массы сельского населения распространенной причиной разводов была неспособность мужчины содержать семью, что являлось нарушением одного из условий брака по шариату.

Кроме того, причиной развода могли быть плохое отношение мужа к жене и жены к мужу, ненависть друг к другу, безнравственность супруга, тяжелая болезнь или сумасшествие, бесплодие, прелюбодействие одного из супругов (правда, такое случалось редко) и т.п.

Никах: почему институт брака в исламе имеет особо важное значение?

Возбуждение женами бракоразводных дел, связанных с длительным отсутствием мужей дома (служба в армии, заключение в тюрьму, ссылка, уход на зароботки и др.) и невозможностью жен обеспечить себя средствами к существованию, по законам шариата являлось достаточным основанием для расторжения брака.

В 1836 году на мусульманское население был распространен российский закон «о дозволении женам ссыльных выходить замуж за других».

Мусульманское законоведение называло разные сроки отсутствия мужа, по истечении которых жена считалась разведенной. Особые условия совершения разводов были для жен мусульман, отбывающих обязательную военную службу. По закону они имели право выходить замуж за других, если только имели разводные письма от мужей.

В случае грубого нарушения правил шариата в бракоразводных делах духовное лицо могло понести серьезное наказание. Как указывалось выше, регулирование имущественных отношений мусульман, большую часть которых составляли вопросы о разделе наследства, входило в обязанности мулл.

Имамы приступали к разделу наследства исключительно по просьбе кого-либо из наследников; без их просьбы мулла мог приступить к разделу наследства в том случае, если это ему поручало ОМДС. Наследники, выразившие недовольство решением муллы, обращались в ОМДС как «религиозной высшей судебной инстанции».

При этом по действующему законодательству мусульман всегда существовала альтернатива обращения за разделом имущества в гражданские суды.

Архивные материалы свидетельствуют о том, что мусульмане Казанской губернии предпочитали решать имущественные споры по нормам шариата. При разборе имущественных претензий имамы в основном руководствовались книгами «Хидая», «Мухит Бургани», «Мухит Сурака», «Казыхани», «Баяза», «Хулясатуль Фетва» и др.

Хранитель культуры и традиций: почему мулла в татарской деревне был всем

Лишь в конце XIX века Духовное собрание подготовило несколько инструкций по разделу наследуемого имущества. Инструкция муфтия Мухамедьяра Султанова от 22 июля 1893 года устанавливала, что раздел наследства имамы обязаны производить на основе книги «Фараиз».

На раздел по канонам шариата должны были дать согласие все наследники и свидетели. После проведенного раздела стороны могли оспаривать действия имама в Духовном собрании и гражданском суде, однако последний должен был руководствоваться только мусульманскими законами.

Акт, подписанный наследниками и свидетелями, заверялся у нотариуса, в суде или волостном правлении. Когда в качестве наследников выступали лица несовершеннолетнего возраста, раздельный акт пред ставлялся на одобрение наблюдающего за опекунами учреждения: у крестьян и башкир – сельского схода, у мещан, купцов и чиновников – сиротского суда, у дворян – дворянской опеки.

Этим обязанности имама по разделу имущества заканчивались. Инструкция отобрала у них функции передачи имущества в руки наследуемых. Семейные разделы земли производились на сельских сходах без участия имамов.

Амишев Р.И.

Социальные комментарии Cackle