Как дед Марджани повлиял на своего внука
В эти дни мы отмечаем знаменательнаую дату – 205 лет со дня рождения великого татарского ученого и богослова Шигабутдина Марджани. Нынешнюю статью мы бы хотели посвятить детству и предкам этого великого ученого.
Шигабутдин Марджани родился в 1233 году в 7-й день месяца рабиуль-аваль по хижде, который приходится на 15 января 1818 года по григорианскому календарю, в деревне Ябынчы (Епанчино). Ябынчы находится по соседству с деревней Марджан (Марьян), от которой великий ученый получил свою нисбу «Марджани». Ныне обе деревни относятся в Атнинскому району Республики Татарстан.
Полное имя Шигабутдин хазрата, включающее его девять предков – Шагабутдин бин Багаутдин бин Субхан бин Габдулкарим бин Габдуттаваб бин Габдулгани бин Габдулкуддус бин Йадаш бин Йадкар бин Гумар.
Тайны старой Казани: правда ли, что мечеть Марджани не первая каменная мечеть Татарской слободы?
Почему Шигабутдин хазрат использовал нисбу «Марджани», а не «Ябынчави»? Это связано с историей предков Марджани. Его предок по имени Габдулкуддус бин Йадаш первым обосновался в этих краях и первым заложил деревню Марджан. Поэтому Марджани счел более правильным использовать эту нисбу.
Полное имя матери Марджани включая шестерых ее предков по мужской линии Хубайба бинт Габдуннасыйр бин Сайфульмулюк бин Музаффар бин Муртаза бин Гали бин Йусуф ас-Симбири аль-Чукали. Таким образом род матери Марджани происходил из Горной стороны из деревни Чукали (Старые Чукали) Симбирской губернии.
Сейчас деревня Старые Чукали относится к Дрожжановскому району Республики Татарстан. В 2013 году возле мечети деревни был установлен памятный знак в честь матери Марджани. В свое время его дед со стороны матери Габдуннасыйр бин Сайфульмулюк переехал в деревню Ашит Казанского уезда, где занял должность имама и мударриса и таким образом оказался в Заказанье.
Предки Марджани, как со стороны отца, так и со стороны матери, были образованными людьми своего времени, многие из них были учеными и имамами. В своем небольшом труде «Шаджаратуль-адждад валь-джиддат…» Марджани насчитал более двадцати деревень, где представители его рода являлись имамами.
По словам Марджани его дед Субхан хазрат с детства отличался усердием и умом. Когда он был шакирдом в медресе, то смог переписать более 60 книг на арабском и персидском языках. Субхан хазрат очень интересовался историей местного населения и собрал множество сообщений о прошлом. От него Марджани узнал очень много информации об истории татар.
В своей книге «Вафийатуль-асляф» о своем дедушке Марджани написал следующее: «Мой дед Субхан был общительным человеком, многое знал и запоминал, любил шутить, очень много рассказывал о прошлых событиях и исторических явлениях. Иногда во время таких рассказов наша бабушка Бибизагифа начинала нервничать и отчитывать деда: «Это все дела прошлого, нет никакой пользы от пустой траты времени на эти рассказы».
На что дед отвечал: «Я лишь рассказываю о событиях прошлого. Если ты осведомлена о событиях будущего, то расскажи нам, мы с удовольствием послушаем».
Марджани с удовольствием слушал рассказы своего деда и даже иногда записывал некоторые интересные моменты. Именно дед Субхан заложил в юном Марджани интерес к истории своего народа. Этот интерес в последующем заставит Шигабутдина Марджани написать свой значимый труд «Мустафад аль-ахбад фи ахваль Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара») об истории Волжской Булгарии, Казанского ханства и более позднем периоде татар. Это единственное произведение Марджани, написанное им на татарском (старотатарском) языке, все остальные труды ученого были написаны на арабском.
Дед Марджани более 25-ти лет был имамом в деревнях Большие Яки (ныне Зеленодольский район Республики Татарстан) и Кысна (ныне Арский район Республики Татарстан). После того, как Субхан хазрат ушел с должности имама, стал заниматься ремеслом и торговлей. Он умер в 1834 году в деревне Кысна в возрасте 87 лет, когда Марджани было 16 лет.
Дед Субхан оказал сильное влияние на будущего ученого. Он очень любил своего внука. Марджани в юном возрасте остался без матери, поэтому дед Субхан часто брал его с собой и много времени проводил с внуком. После того как Марджани вернулся с учебы из Бухары он лично установил над могилой деда могильный камень.
Мухсин Нурулла