• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Татарский Харбин: история мусульман Дальнего Востока. Часть 2

Время чтения: 4 мин
670

Дореволюционный Харбин (Фото: google.com).

Дореволюционный Харбин (Фото: google.com).

Начало: Татарский Харбин: история мусульман Дальнего Востока

В Маньчжурии татары смогли обосноваться практически во всех городах, где так или иначе присутствовало русское влияние. Но прежде всего это были города вдоль Китайско-Восточной железной дороги. Перед революцией 1917 года в Харбине проживало примерно 200-300 татар. Из-за того, что прежние здания перестали справляться с растущим количеством членов общины, было принято решение о строительстве одного большого здания. В результате татарская община на свои средства смогла построить большое двухэтажное кирпичное здание на пересечении улиц Артиллерийская и Биржевая.

В 1918 году в новое здание переехали мечеть, школа, библиотека с читальным залом, канцелярия и другие учреждения общины. Здание также имело огромный актовый зал, где можно было проводить большие собрания и театральные вечера.

Первая мировая война и революция 1917 года стали поводом к новому этапу в истории татар Харбина. Все эти события привели к разрушению привычного уклада жизни. Добраться до европейской части России, где у многих еще оставались семьи и близкие, теперь становилось труднее. Татары Харбина приложили все свои усилия, чтобы воссоединиться со своими семьями, поэтому в 1917-1923 годах наблюдался большой приток татар в Харбин.

Кроме того, количество татар в городе стало расти за счет новых беженцев, среди которых были татарские купцы и интеллигенция, а также солдаты и офицеры Белой армии, бежавшие в Китай от власти большевиков. Большинство беженцев находилось в бедственном положении. У многих не было средств к существованию и крыши над головой. Поэтому татарская община Харбина стала прилагать все силы, чтобы хоть как-то помочь своим собратьям.

Дети татарской общины Харбина, 1915 год. Из архива Ильхана Садри.

Дети татарской общины Харбина, 1915 год. Из архива Ильхана Садри.

Подвальные помещения здания общины были специально выделены для нужд беженцев. Один из видных представителей татарской эмиграции в Харбине, писатель, журналист, Хусаин Габдуш (1901–1944) в последующем писал, что именно этот подвал стал «колыбелью татарской эмиграции».

Здесь впервые стали выходить одноименные татарская газета и журнал «Ерак Шәрык» («Дальний Восток»), здесь репетировались пьесы, которые в последующем ставились на сцене дома общины. Хусаин Габдуш отмечал: «Кроме прежних татарских жителей Харбина, наверное, каждый прибывавший в город татарин хотя бы раз ночевал в этой колыбели (имеется ввиду подвал здания общины). Среди останавливавшихся здесь были те, кому сейчас удалось сколотить капиталы в Японии; те, кто достиг высоких успехов в европейских университетах; те, кто смогли стать владельцами фабрик на улицах Китая; но и те, кто в последующем оказался в еще более глубокой бездне и потерялся в ней».

Одно из зданий татарской общины Харбина.

Одно из зданий татарской общины Харбина.

К 1922 году в Маньчжурии находилось более 150 тысяч российских беженцев, и большинство из них жило в Харбине. В то время Харбин превратился в город-космополит: на первом месте по количеству горожан были китайцы (ок. 300 тысяч), на втором – русские (ок. 120 тысяч), на третьем – корейцы (ок. 34 тысяч), на четвертом – японцы (ок. 5 тысяч), а затем шли немцы, поляки, украинцы, армяне, эстонцы, грузины и тюрко-татары.

Революция и гражданская война в России очень плохо отразились на делах в Харбине. Большинство местных татар занимались торговлей между Россией и Китаем. В основном они закупали в Китае пушнину, кожу, шерсть, а затем продавали их в России. А из России в Китай привозили различные хлопчатобумажные и шерстяные ткани. Тканями обычно закупались у московских фабрикантов. Однако революция и гражданская война нарушили все эти торговые связи, в делах татар начался застой, и многие столкнулись с серьезными финансовыми проблемами.

Но, как мы видим, в новой эмиграции были и положительные стороны. Спасаясь от власти большевиков, в Харбин приехало много образованной татарской молодежи, и деятельность общины стала намного разнообразней. Благодаря их стараниям большое развитие получило театральное искусство. Среди них было много талантливых учителей, и поэтому качество образования поднялось на более высокий уровень. Также было сделано много в плане типографской работы: стали издаваться собственные книги, газеты и журналы.

Продолжение следует…

Использованные источники:
1. Dündar Ali Merthan. Japonya`da Türk izleri. Bir Kültür mirası olarak Mançurya ve Japonya Türk-Tatar camileri. Ankara, 2008.
2. Mahmut Tahir. Rusya dışındaki Kazan Türkleri// Kazan, 1970. Sayı 2. S. 37-40.
3. Usmanova Larisa. The Türk-Tatar diaspora in Northeast Asia = Šimali- Šärqi Asiyadaγi Törki-Tatar diasporasi: transformation of consciousness: a historical and sociological accounts between 1898 and the 1950s. Tokyo, 2007. P. 110-115.
4. Полевой Е. По ту сторону китайской границы. Белый Харбин. М.-Л. 1930.
5. Фотоматериалы из диска-приложения к книге Usmanova Larisa. The Türk-Tatar diaspora in Northeast Asia.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Реклама
Социальные комментарии Cackle