• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Татарский Харбин: история мусульман Дальнего Востока

Время чтения: 4 мин
676

Торжественное установление полумесяца на минарет мечети. 27 июля 1924 года. Из личного архива Аяза Аги.

Торжественное установление полумесяца на минарет мечети. 27 июля 1924 года. Из личного архива Аяза Аги.

Мало кто знает, что современный китайский Харбин был основан российскими строителями в 1898 году как железнодорожная станция Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Эта железнодорожная магистраль проходила по территории Маньчжурии (Китай) и коротким путем соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Согласно особому договору с Китаем КВЖД принадлежала Российской империи и должна была обслуживаться ее подданными.

Китайско-Восточная железная дорога

Китайско-Восточная железная дорога

В Харбине компактно проживали служащие и рабочие, обслуживавшие эту железную дорогу, среди них было немало татар. В это же время в городе появились татары из Пензенской и Тамбовской губерний, которые стали активно заниматься торговлей. Если вначале их было лишь несколько, то узнав, насколько тут выгодно заниматься торговыми делами, их количество стало заметно расти.

В те годы Харбин был многонациональным и поликонфессиональным городом, разделенным на четыре части: Старый Харбин, Новый Харбин, Пристань и Фудзядян. Здесь бок о бок жили русские, татары, китайцы, евреи, грузины и другие народы. В Новом Харбине жили русские чиновники и офицеры. В Фудзядяне жили преимущественно китайцы и эта часть города находилась в полном подчинении китайской администрации. Самые большие магазины и лавки города располагались в харбинской Пристани. В том числе здесь находились магазины татарских купцов Виргазовых, Агишевых, Агеевых и других. Здесь проживали люди разных национальностей, и эта часть города в основном контролировалась российскими полицейскими и администрацией.

Харбин. Новый Город

Харбин. Новый Город

В доме № 1028 на 12-ой улице находилась знаменитая «Казанская столовая». Эта столовая стала местом, где можно было встретить татар, работающих на строительстве железной дороги; татар, занимающихся золотодобычей на берегах Амура; богатых татарских купцов в национальных одеждах и каляпушах; а также бывших мусульманских заключенных из острова Сахалин. В Харбине это место стало аналогом знаменитой чайханы на Сенной площади в Казани.

Одно из зданий татарской общины Харбина

Одно из зданий татарской общины Харбина

Через некоторое время татары решили создать в Харбине свое общество. Прежде всего это было необходимо с точки зрения мусульманских предписаний и национальных традиций, например, совершение намазов, проведение обрядов бракосочетания и имянаречения, а также похорон умерших.

Благодаря усилиям татар в 1900 году управление Китайско-Восточной железной дороги предоставило землю в районе Пристани для строительства мечети. Татары смогли собрать необходимую сумму для строительства мечети, дома для общины и дома для имама. Позже была открыта библиотека с читальным залом. Из России приехал официально назначенный имам – Гиниятулла ахун Салихмет (Сали-Ахмет). Официальной датой создания тюрко-татарской религиозной и национальной общины татар считается 1904 год.

Ахун Гинаятулла хазрат Сали-Ахмет

Ахун Гинаятулла хазрат Сали-Ахмет

Если вначале татарские торговцы и рабочие жили здесь в основном без семей, то со временем некоторые стали привозить с собой семьи. В общине стало расти количество детей, и встал вопрос об открытии школы. Татарская школа Харбина была открыта в 1909 году, но уже до официального открытия образовательного учреждения, имам уделял внимание обучению детей общины.

Абдурашид казый Ибрагимов (Источник фото: wikipedia.org).

Абдурашид казый Ибрагимов (Источник фото: wikipedia.org).

В ходе своей дальневосточной поездки 24 декабря 1907 года (по старому стилю) Харбин посетил знаменитый татарский богослов и путешественник Абдурашид казый Ибрагимов. Вот какие воспоминания оставил Абдурашид казый о татарах Харбина: «24 декабря я прибыл в город Харбин. Оказалось, что на вокзале меня ожидали мои братья по вере. Как только я сошел с вагона на платформу, со мной за руку поздоровался господин Агеев. После него я поздоровался и познакомился с Габдуллатифом эфенди Тинаевым и имамом Гиниятуллой эфенди, Амируллой эфенди и другими братьями. Позже мы поехали в город, и я остановился в гостях у Гумара эфенди Агишева.

Несмотря на то, что здесь российских мусульман не так много, у них хорошее положение – они довольно предприимчивы и живут активной жизнью. Они пригласили имама из своей нации, который полностью гармонирует с ними. Не теряя зря времени, скупили магазины и дома в самых престижных точках города. На большой улице города то и дело справа и слева встречаются написанные крупными буквами вывески с мусульманскими именами. Даже опираясь на этот факт, можно сказать, что в основе нашей татарской нации присутствует деловитость».

Продолжение следует…

Использованные источники:

1. Mahmut Tahir. Rusya dışındaki Kazan Türkleri// Kazan, 1970. Sayı 2. S. 37-40.
2. Usmanova Larisa. The Türk-Tatar diaspora in Northeast Asia = Šimali- Šärqi Asiyadaγi Törki-Tatar diasporasi: transformation of consciousness: a historical and sociological accounts between 1898 and the 1950s. Tokyo, 2007. P. 110-111.
3. Габдерәшит Ибраһимов. Дәүре Галәм (Дөнья тирәли). Казан. 2001. Б. 94-98.
4. Полевой Е. По ту сторону китайской границы. Белый Харбин. М.-Л. 1930.
5. Фотоматериалы из диска-приложения к книге Usmanova Larisa. The Türk-Tatar diaspora in Northeast Asia.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Реклама
Социальные комментарии Cackle