Суфийские ханака – центры распространения ислама в Золотой Орде
В середине XIV в. в Улусе Джучи жили и творили выдающиеся знатоки богословия и фикха. Арабский историк Ибн Арабшах писал: «Сарай сделался средоточием науки и рудников благодатей, в короткое время в нем набралась такая добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных, какой подобная не набиралась ни в многолюдных частях Египта, ни в деревнях его» 1.
Тогда же происходило и становление всеобщей системы мусульманского образования. Обычно медресе организовывались при известной усыпальнице (зивие) какого-нибудь святого, служившего местом паломничества, или мечети 2. Средства на содержание мечети и медресе, а также и больниц при них давали вакфы (обычно это были караван-сараи и/или бани).
Вакф: уникальный вид благотворительности в исламе
Считается, что медресе служило целям подготовки класса профессиональных ученых для распространения в обществе мусульманского закона и веры, т.е. религиозной и юридической информации. Как бы то ни было, но образование системы мусульманского просвещения в Улусе Джучи служило целям дальнейшей институционализации ислама и профессионализации улемов, что стало существенным вкладом в распространение ислама вглубь и вширь среди населения страны. Судя по целому ряду источников, многие улемы получали высокие должности при дворе ханов и определенное денежное или вакфное содержание.
Другим выражением процесса институционализации ислама не только в районах традиционного распространения ислама, но и в Нижнем Поволжье и Крыму стало широкое распространение в Поволжье, Хорезме и Крыму суфийских обителей (ханака, рибаты).
Сущность учения суфизма как мистического направления в исламе благодаря трудам ал-Газали и его последователей, а в тюркских странах Северной Евразии – проповедям и трудам Ахмада ал-Йасави вошла в саму суннитскую ортодоксию. Особенно широко ханака, находящиеся близ мазаров, распространились в Золотой Орде в правление хана Узбека и его ближайших потомков, когда резко возрос их духовный авторитет и социальный престиж.
Судя по указаниям некоторых источников, ясно, что ханака получали богатые вакфы, денежное содержание и находились под патронажем самих ханов, как, например, усыпальница (зивие) на месте погребения Наджма ад-Дина ал-Кубра, которая была перестроена по указанию Узбек-хана.
Значительное влияние при дворе ханов имели в разные годы шейхи ал-Бахерзи, Сейид-Ата и другие 3. Иными словами, суфийские ханака, обычно расположенные близ мест поклонения святым местам и погребений святых (мазары), служили центрами распространения ислама в разных регионах страны. Такими были упомянутые Ибн Баттутой близ Ургенча «благочестивые муджавиры» (т. е. в суфийском значении «мистики, отшельники») Сайф ад-Дин ибн Асаба и Джалал ад-Дин Самарканди 4.
Потомки пророка Мухаммада ﷺ во главе Золотой Орды
Суфизм, будучи одним из ключевых и действенных механизмов этой конверсии, был многолик и включал различные тенденции общественной мысли. Однако общей чертой суфийских тарикатов на раннем этапе их развития были ортодоксия и практика воинствующей непримиримости в делах веры.
Судя по философским и литературным произведениям, сохранившимся от эпохи Золотой Орды, они была насыщены суфийскими мотивами, а выраженный в них этический и социальный идеал был достаточно высок и требовал большого самоотречения и решительного внутреннего обновления 5.
Среди наиболее почитаемых, кроме общемусульманских святых, таких как Али и Искандер Зу-л-Карнайн, в Улусе Джучи получили распространение свои местные святые, такие, например, как Наджм ад-Дин ал-Кубр и другие. При этом их последователи образовывали влиятельные тарикаты и религиозные братства, как например, последователь ал-Кубра Сайф ад-Дин ибн Асаба, встречавшийся с Ибн Баттутой, был наставником братства кубравийа.
Таким образом, суфийские братства и их идеология сыграли значительную роль в институционализации ислама в Улусе Джучи, в обретении веры в ортодоксальной суннитской форме. При этом, разумеется, среди населения Улуса Джучи продолжали сохраняться различные традиционные верования, но они находились на периферии общественного сознания и не играли сколько-нибудь значительной роли в менталитете общества и его ритуальной практике.
_______________________
1. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I… С. 463.
2. Там же. С. 308.
3. О распространении суфизма в Улусе Джучи см.: DeWeese D. Islamization and Native Religion in the olden Horde… P. 72–142; Малов Н. М., Малышев А. Б., Ракушин А. И. Религии в Золотой Орде... С. 111–118. О суфийских социально-этических мотивах в средневековой татарской литературе см.: Амирханов Р. М. Татарская социально-философская мысль средневековья (XIII – середина XVI вв.). Казань, 1993. 124 с.
4. Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. М., 1988. С. 74.
5. Амирханов Р. М. Татарская социально-философская мысль средневековья… 124 с.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина