Шамаиль, чаршау, сундуки и глухие заборы: в чём заключается отличие татарских домов от русских
«Татары горды, честолюбивы, гостепреимны, чистоплотны, по их состоянию довольно просвещенны, почти несуеверны, рождены для торговли, между собой дружелюбны, искательны, вкрадчивого свойства. Во всём умеренны и довольно трудолюбивы»
Карл Фукс
Что такое дом? Это ощущение спокойствия, теплоты, добра. Дом – это самое сокровенное в твоей душе, в твоём сердце, в целой жизни. Это такое место, под крышей которого находятся близкие, родные для тебя люди, где проходит твоё детство, отрочество, где ты из маленького, неповоротливого дитятки превращаешься в крепкого юношу или статную деву. И в жизни татарского народа испокон веков дом играл особенную роль, представляя собой не только место для жизни, но и являясь оплотом семейного очага, хранимым каждым членом семьи. И сегодня мы с вами поговорим о том, как издревле была устроена татарская изба, в чём заключается её принципиально отличие от русских домов, и какие правила не стоит нарушать, если вас пригласили в татарскую семью.
1. Деление на мужскую и женскую половину с помощью чаршау.
В отличие от других тюркских народов, казанские татары столетиями жили не в юртах и кибитках, а в избах. Правда в соответствии с общетюркскими традициями у татар сохранился особый способ отделения женской половины и кухни особым занавесом – чаршау. Во второй половине XIX века взамен старинных занавесей в татарских жилищах появилась перегородка.
На мужской половине избы находилось почётное место для гостей и место хозяина. Здесь же выделялось пространство для отдыха, накрывался семейный стол, проводились многие домашние работы: мужчины занимались портняжным, шорным ремеслом, плетением лаптей, женщины трудились за ткацким станком, сучили нити, пряли, катали войлок.
2. Особенный декор, хранящий в себе культуру и религию татарского народа.
Передняя стена избы от угла до угла была занята широкими нарами, на которых раскладывались мягкие пуховики, перины и подушки, у бедняков заменяемые войлоками. Нары в моде и по сей день, ибо за ними традиционно было закреплено почётное место. Кроме того, они универсальны по своим функциям: могут служить как местом работы, так и для приёма пищи и даже отдыха. Интересно, что вся мебель, которой уставлялся изнутри дом и которой было по минимуму, изготавливалась преимущественно в Казани, а железные и медные кувшины привозили из Лаишево.
Вдоль стен часто устанавливали открытые или закрытые шкафы, состоящие из нескольких полок. Под потолок устанавливали старинный аналог современным антресолям. В комнате обязательно присутствовало несколько полок из жердей. Там располагались подушки, перины и постельное белье. Традиционное обустройство татарской избы было колоритно и интересно.
Обязательным атрибутом интерьера были красные или зелёные сундуки. По обычаю, они составляли непременную часть приданого татарской невесты. Помимо своего прямого назначения — хранения одежды, тканей, драгоценностей и других ценных вещей – сундуки заметно оживляли интерьер, особенно в сочетании с живописно уложенными на них постельными принадлежностями, зачастую вышитыми вручную хозяйками дома.
В избах богатых татар сундуков было так много, что иногда их ставили друг на друга. Очень часто сундуки, устланные сверху покрывалами, использовали в качестве спального места. Удобно и практично.
Ещё один непременный атрибут интерьера татарских сельских жилищ являлся яркой национальной особенностью, характерной только для мусульманских народов. Это популярный и повсеместно почитаемый шамаиль, т.е. написанный на стекле или бумаге и вставленный в раму аят из Корана с пожеланиями мира и благополучия семье. Характерной деталью интерьера татарского жилища также были цветы на подоконниках, которых было в изобилии, зеркала и небольшие клетки с птицами.
Если вам когда-либо доводилось попадать в традиционный татарский дом, то однозначно вы замечали, что в убранстве напрочь отсутствуют изображения людей и животных. Взамен – богатые растительные мотивы, яркие и живые цвета, находящие отражение в тамбурной вышивке.
Таким способом декорировались подушки, полотенца, занавески, покрывала, салфетки, скатерти. Весь потолок закрывался в таких домах ярким полотнищем. Если говорить о цветовой гамме, то преимущественно использовались зелёный, синий, красный и жёлтый цвета.
3. Открытый двор и дом вдалеке от глаз.
Интересно, что сооружения, относящиеся к одному дому, не соединялись между собой крышей, а стояли отдельно друг от друга. Не было в татарских домах и сеней. Так что переступив порог дома, посетитель сразу попадал в жилые комнаты. Не было и отдельной кухни – существовала перегородка или штора, которая отделяла зону с печкой и кухонным столом. С особой любовью татары обустраивали чайный столик.
Сам же дом находился в глубине двора, спрятанный за густой и высокой зеленью. На улицу выглядывала лишь его фронтальная часть. Внутренний уклад домочадцев скрывал высокий забор, за которым можно было обнаружить экзотические сады, беседки.
4. Преобладающий тип дома – усадьба.
Преимущественно татары строили усадьбы, которые соединяли в себе функции жилого и торгового помещений. На первом этаже, как правило, располагалась чёрная изба с кухней, жилые комнаты для прислуги. А вот второй этаж уже был полностью хозяйский. Чердак был оборудован под летнее жильё для молодых девушек. Если же семья была бедная, то женская «спальня» находилась за печкой.
5. Обязательный атрибут татарского дома – печь.
Татарские национальные обычаи не могли не отразиться на внутренней планировке домов. Она зависела в основном от того, чем отапливался дом. Так, например, в домах, где отопление обеспечивали дрова, в задней части здания так и оставалась традиционная печь с котлом – казан. Примечательно, что этот предмет интерьера до сих пор расценивается как признак национального татарского жилища.
Особой оригинальностью отличалась отделка боковой стены. У нее была высокая надстройка до потолка, которая помогала разграничить территорию кухни и гостиной. В стене были карнизы и ниши, украшенные такими же узорами, как и постельное бельё и прочий текстиль в доме.
На средней высоте у этой стены устанавливался специальный выступ. Если он был широким, то использовался для размещения чайной посуды и, конечно же, самовара. Под этим выступом часто сооружали небольшие печурки.
6. Куда отворялись двери в татарском доме?
Традиционные татарские деревни (аулы) располагаются вдоль рек и дорог. Эти поселения отличает теснота застройки, наличие многочисленных тупичков. Постройки располагаются внутри усадьбы, а улицу образовывает сплошная линия глухих оград. Внешне татарскую избу почти не отличишь от русской – вот только двери отворяются не в cени, а внутрь избы.
7. Сыновья строились рядом с родительским домом.
У татар принято, что сыновья строили свои дома рядом с отцовским. Создавались специальные переходы из дома в дом по застеклённой галерее. Но при этом не было характерно наличие балконов или террас, за исключением небольших чайных беседок (а чай татары любили).
Одним из наглядных примеров внешнего и внутреннего традиционного убранства татарской избы, а также обширного двора является отреставрированный и превращённый сегодня в музей дом Муллина, который можно не просто посетить, но даже примерить на себя традиционны наряды и потрогать предметы быта, представив на секунду, что скоро отворятся двери, в избу войдёт глава семьи, а дети соберутся за большим столом, наперебой рассказывая о своих достижениях. Кстати, о том, как проходило открытие обновлённой усадьбы купца Муллина и что нового появилось на обширной территории, мы рассказали и показали ранее.
Сейчас дом Муллина представляет собой большой деревянный двухэтажный дом с мансардой и каменным полуподвальным этажом. Построено здание было во второй половине XIX века на главной улице Татарской слободы. Здесь в своё время жил крупный торговец и общественный деятель Бурганутдин Муллин. В цоколе расположился магазин, в котором свою продукцию предлагают маститые ремесленники, предлагающие разнообразные изделия из кожи и ткани. Первый этаж занимает музей с множеством экспонатов, среди которых можно найти печатную машинку с арабскими буквами, разные фасоны калфаков, полюбившиеся всему миру ичиги, люльку и повседневные татарские платья.
Ильмира Гафиятуллина