• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Россия и мусульмане: дар аль-ислам, а не дар аль-харб

Время чтения: 7 мин
6640

С момента вхождения территорий, населенных мусульманами в состав России  мусульманские богословы должны были дать богословскую оценку ситуации, когда мусульмане оказались в немусульманском  государстве и под властью немусульман. Одной  из первых  фетв по данному вопросу стала  фетва Юнуса бин-Иванай (1047/1636 - 1637 - 1100/1688 или 1102/1691). В   своем труде, написанном на фарси, он  рассматривает вопрос о взимании  налога-ушр с земли, принадлежащей татарам-мусульманам. Утверждая, что мусульмане, проживающие на территории российского государства должны платить ушр,  Йунус бин-Иванай обосновывает свою точку зрения  трудом «Мухтасар ал-Кудури» Абуль Хусаина Ахмада бин Мухаммада аль-Кудури аль-Багдади.

В доказательство он приводит аргумент о том, что  урожай с любой земли, орошаемой дождем или искусственно, должен облагаться 'ушр. Кроме этого  он пишет о том, что «казанцы являются потомками булгар, а город Булгар принял ислам на основании документа», тем самым подчеркивая, что Волжская Булгария приняла ислам в качестве официальной государственной религии добровольно от послов халифа, прибывших  из Багдада. В «Мухтасаре» говорится об том, что страна, жители которой добровольно принимают ислам, обязана уплачивать 'ушр.

Фетва Юнуса  таким образом, утверждает,  что казанские мусульмане подчиняются законам шариата  и обязаны уплачивать  налоги, определенные шариатом.

То есть законы шариата соблюдаются мусульманами в России.

Этот вопрос более тщательно  исследуется в сочинении «Рисаля фи дар аль-харб», время написания которого исследователи относят к  первой половине XIX в.  Автор сочинения - Муртаза бин Хусаин аль-Бурали. В нем рассматривается вопрос о признаках  дар аль-харб и дар аль-ислам.

В своем труде аль-Бурали ссылается на «Аль-мултакит аль-фатавва аль-ханафийя» - богословский труд Насираддина Абуль-Касима Мухаммада бин Юусуфа ас-Самарканди.

«В Мултакит  упоминается, что страны, находящиеся в руках неверных…не становятся дар аль-харб до тех пор, пока в них не вводятся законы неверия, а, наоборот, в них имеются мусульманские кадии и правители религии (мулюк ад-дин), которые только подчиняются неверным, так как это необходимо для мусульман».

Под «мулюк ад-дин» в этом случае понимаются, благочестивые мусульмане, а также знатоки мусульманского права и улемы, проживающие в России. Дальше дается характеристика той ситуации, в которой живут мусульмане в Российской империи:

«И в каждом месте, в котором есть назначенный мусульманский управитель (вали), разрешается свершать пятничные и праздничные молитвы, вводить поземельный налог (харадж), отправлять правосудие (када') и не состоящим в браке заключать браки, потому над ними [т.е. над жителями этого места] властвует мусульманин».

Здесь описывается ситуация, в которой подчинение немусульманской власти не влечет отказ от собственной мусульманской идентичности. При этом законы повседневной жизни регулируются установлениями шариата. Из этого делается вывод, что права мусульман  под  христианской властью могут быть гарантированы.

Татарский ученый-теолог 'Абданнасыр аль-Курсави считал,  что мусульмане Поволжья и Приуралья проживают в дар аль-ислам. Для объяснения своей мысли он приводил тот аргумент, что российские мусульмане имеют возможность получать знания об исламе, в том числе о том, как совершать молитву и держать пост, чего в дар аль-харб не происходит.

Также «камнем преткновения» у российских мусульман являлся вопрос о том, действительна ли пятничная проповедь-хутба в немусульманском государстве.

В своем сочинении «аль-Иршад лиль-'ибад» Курсави в вопросе о действительности  пятничной молитвы в деревнях Поволжья и Приуралья указывает на то, что должны соблюдаться  условия проведения молитвы, перечисляя их по порядку. По его мнению, хотя ханафитские теологи  считали условием для  пятничной молитвы большой город с рынками и улицами, в котором есть амир, а вали разбирается, что есть право и что есть беззаконие, это означает лишь то, что пятничную  молитву нельзя свершать в пустыне (аль-мафаза) или в маленьких деревнях (аль-кура). Из этого он делает вывод:  «Поэтому проведение пятничной и праздничной молитв [в Поволжье и Приуралье] необходимо так же и в деревнях, потому что это обязанность, предписанная Кораном, истинной сунной и установленная иджма'.Условия места (иштират аль-миср) относятся к обстоятельствам, при которых существует возможность к иджтихаду».

Кроме этого  следует отметить, что курс российского правительства на азиатских территориях отличался достаточной гибкостью.

Так, например,  в случае с казахами, оно сознательно шло на распространение среди них ислама, осознавая, что эта религия является шагом вперед по сравнению с тем состоянием, в котором находились язычники.

Возможность распространения усульманской веры среди казахов при поддержке России создавала особую ситуацию, когда татарские муллы  и суфии несли свет веры кочевникам при помощи и поддержке немусульманского государства.

Примечательны в этой связи высказывания татарского поэта Абу ль-Маниха аль-Каргалы, который был муллой в Букреевской орде у казахского правителя Джихангир-хана бин Букай-хана. 

Абу л-Маних положительно оценивает роль  России  и говорит о духовном родстве народов, населяющих Туркестан:

Этот султан, господин всех слуг [т.е. Бог]
Никого не удивит, когда он спасет [одного человека].
Так как все народы молят его об этом -
И киргизы, таджики, ногайцы и даже русские. 

Другой суфийский поэт  Мухаммад-'Али аль-Чукури - авторитетный суфийский наставник тариката Накшбандийя и автор многочисленных суфийских, религиозно-правовых, дидактических, а также историографических трудов в своих стихах воспевал «булгарскую» идентичность мусульман Поволжья, которая одновременно существует в рамках российской государственности.

Согласно данным Марджани и Ризааддина бин Фахраддин, Мухаммад-Али бин Абдассалих бин Абдул (Абдаллах) бин Шариф бин Куйук ал-Чукури происходил из знатного рода. Его предок в двадцатом колене Майки Би был военачальником у Чингисхана.  Они особо отмечают, что, являясь муллой в деревне Иске Чокыр (современный Бирский район Башкирии),  он зарабатывал себе на жизнь, занимаясь бортничеством, чтобы не зависеть от пожертвований прихожан. На собственные деньги он построил медресе  и преподавал в нем. Через Фаизхана ал-Кабули, Абдассалих был связан с Накшбандийа муджаддидийа и практиковал «тихий» зикр.

Чукури выразил свои взгляды в   Мадх-и Казан («Ода к городу Казани»), которая была опубликована в год смерти поэта – 1889. В ней  Казань предстает как центр исламской цивилизации.

Особый акцент Чукури делает на то, что Казань была и остается центром исламской культуры и образования:

От могущественного города Булгара,
То, что является районом России,
Центром является Казань
Со всеми имеющимися здесь мнениями и искусствами.
И из города Казани
Все науки идут в окрестности.
Такие предметы, как Коран,
Распространяются из Казани.

*****************
Все ученые Казани
Служат своей стране (илнен хадимлере).
И они жертвуют все свое время.
И читают молитвы для всего народа.

……………………………………………………………………..

В этой стране увеличивается богослужение,
И собственность строителей также увеличивается.
Во-вторых, растет знание,
И их вознаграждение становится больше.
В Казани много ученых,
И среди богатых немало усердных людей.
Казань – это центр Булгара (мэркэз-и Болгар)
Казань – это как Багдад.

Посреди «матушки Руси» (махрус  ар-Рус, «хранимая Русь», как  называет ее автор) существует очаг ислама, который Чукури определяет как «булгарскую империю».

Для Чукури также является свершившимся фактом, что  мусульмане – часть многонациональной России.  В отличие от  сторонников изоляции и сегрегации мусульман Чукури считает, что надо принять как свершившийся факт то обстоятельство, что российские мусульмане стали частью населения империи. Только так возможно экономическое процветание,  развитие образования, а через это – сохранение  мусульманами своей идентичности  в меняющихся  обстоятельствах.

В своем Хаджнама (описании поездки в хадж), составленном после его первого паломничества в 1872–1873 годов Чукури пишет о том, что во время путешествия по стране  к нему пришло осознание того насколько велика территория  России и чего удалось достичь государству в ходе своего развития. Он также сравнивает порядок жизни в России и в других странах, которые ему удалось повидать. В сравнении с другими странами российские порядки, согласно Чукури,  являются достойными подражания: «Законы Российской империи (мэмлэкэти Русия) устроены исключительно удобно. Начальники (началниклар) очень усердны и благожелательны, так что они при изучении каждого дела не обращают внимания на каждую иголку, а при прохождении таможни, а также относительно государственных расходов и доходов (рас-хотларда вэ дахотларда) не приносят казне ни на копейку вреда. Из-за такой верной и усердной службы чиновников Россия богаче, развитее и известнее, чем, очень многие другие страны».

Чукури считал, что мусульмане Поволжья и Приуралья могут извлекать выгоду из того, что они живут в хорошо организованном государстве.

При написании статьи использована книга: Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане. Исламский дискурс под русским господством. – К., 2008.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle