• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Роль торговцев в распространении ислама

Время чтения: 4 мин
4798

Призыв людей к исламу – обязанность каждого добропорядочного мусульманина. Так как в исламе нет священников,  обязанность призывать к вере в Аллаха лежит не на церковнослужителях, как в других религиях, а на всех верующих. В исламе все должны практиковать обряды религии и будут за это отвечать перед Аллахом.

Как говорит Аллах в Коране: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: "Воистину, я - один из мусульман"? ( 41: 33)

Поэтому не обязательно быть именитым ученым-теологом или знатоком фикха, чтобы рассказывать людям об  исламе. Мусульманин должен призывать к исламу, прежде всего своим примером.

Как говорится: «Дела лучше слов» и это выражение – лучшая  характеристика ситуации, в которой ислам распространялся в различных частях Азии, Африки и Европе   через мусульманских торговцев, имевших коммерческие контакты с людьми, населявшими эти части суши.

В 14 веке, когда через индийских и китайских торговцев с исламом познакомилось население Малайзии влияние буддизма индуизма в этой стране сошло на нет. Ислам стал источником легитимности для малайских феодальных правителей. В этот период исламская и национальная идентичность малайцев сплелись воедино, хотя многие индуистские и доиндуистские обычаи оставили свой след в малайской культуре и социальной жизни.

Влияние мусульман в Юго-Восточной Азии прослеживается в течение, по меньшей мере, шести веков. Некоторые исследователи считают, что оно ,сказывалось даже раньше –с 1100 годов в таких регионах как Ачех и на  северной Суматре. Для этой точки зрения есть свои аргументы, но  нет сомнений в том, что выбор ислама в качестве религии представителями многих национальностей современной Малайзии, южного Таиланда, Индонезии, Брунея и южных Филиппин произошел несколько сотен лет назад.

В 1500 году историк Антони Рейд отметил, что влияние ислама ощущается на побережье Суматры, Явы  и Малайзии. Представители племен Юго-Востока Азии вошли в контакт с мусульманскими торговцами, прибывавшими не только из Индии, но и из Аравии. Арабские ученые-богословы также приезжали в Малайзию и Индонезию, распространяя информацию об исламе.

Малайзия и Филиппины обогатились духовно от знакомства с Благородным Кораном и исламским богословием, с трудами мусульманских теологов.

Сегодня 90 процентов индонезийцев и более половины малазийцев  – мусульмане. На Филиппинах – где испанцы в течение многих веков проводили при поддержке инквизиции политику беспощадного искоренения всех религий кроме католичества мусульман в настоящее время насчитывается  5 процентов.

Рост городов в Африке напрямую связан с распространением ислама и экономическим ростом территорий, управляемых мусульманами.

Развивались также литература и науки, вырос общий культурный уровень населения. Производство и торговля сопровождали распространение ислама, и именно этим определялось влияние на интеллектуальную, экономическую и политическую жизнь в этом регионе.

И хотя общее политическое управление мусульманских правителей  этим регионом продолжалось лишь одно столетие, ислам продолжал распространяться  и мусульманская культура и общество процветали.

До 1500 года ислам широко распространился  в регионе южнее Сахары.

Первым городом к югу от Сахары, в котором стало преобладать мусульманское население, стал Гао на реке Нигер в Мали, когда около  990 года его правитель принял ислам.

В 1040 году часть населения Сенегала так же приняла ислам. Через него  ислам распространился по территории современного Сенегала, на запад Мали и в Гвинею. После того как короли Ганы стали мусульманами (это произошло в 1076 году) ислам распространился вдоль всей реки Нигер.

Мусульмане основали королевство Мали в период с 13 по 15 века и Сонгали в период с 1465 по 1600 годы. Далее на восток, район Канем-Борну около озера Чад стал мусульманским после 1100 года.

В Западной Африке, а также в Юго-Восточной Африке именно торговцы познакомили с исламом местных правителей, которые стали мусульманами, а за ними последовали и их подданные. Африканские ученые-богословы обосновались в городе Тимбукту, и оттуда стали распространяться исламская религиозная мысль и законы в другие города. На западе Африки через Сахель и вдоль по реке Нигер ислам продолжал распространяться по территории современной Нигерии.

Знаменитые торговые маршруты связали сетью Тимбукту, Нигерию, Триполи и Тунис.

Благодаря этому все эти города стали процветающими торговыми центрами. Эти торговые центры стали одновременно центрами исламского учения и цивилизации.  Религиозные  идеи проникали через торговцев в среду населения.

В Восточной Африке торговцы распространяли ислам вниз по побережью уже с десятого века и позднее. В Судане, на юге Египта,  население Нубии постепенно становилось мусульманским в течение четырнадцатого века, в том числе и благодаря миграции арабских кочевых племен.

Следует отметить, что до 1500 года влияние мусульман и их власть не распространялись дальше Хартума.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle