• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Риза Фахрутдин о происхождении татар

Время чтения: 3 мин
4746

В наследии выдающегося религиозного и общественного деятеля, просветителя Ризаэтдина Фахрутдина (1859-1936) исследование «Болгар вә Казан төрекләре» («Булгарские и Казанские тюрки») занимает особое место. Сам автор в предисловии к книге подчеркивает: «Мы написали эту книгу для того, чтобы наши славные предки, а также наши родители ознакомились с ней, после того как они обретут свое место в раю. Осознание этого и эти надежды доставляет нам несказанную радость. Выражаем искреннюю надежду, что наши молитвы будут восприняты Аллахом и Он дарует нам все то, что мы просим у Него».

Особый интерес представляют главы, посвященные духовной жизни булгар.

Автор в качестве иллюстрации и обоснования своих научных выводов приводит множество цитат из трудов крупных ученых-историков мусульманского мира. 

Islam-today продолжает публикацию глав из книги выдающегося ученого


Ибн Фадлан пишет о том, что «правитель саклабов Алмас ибн Сулки Балтуар адресовал послание эмиру всех мусульман аль-Муктадиру, в котором заявил о принятии норм Шариата, о том как он тщательно изучил каноны мусульманской религии и принес присягу верности Исламу, а также о возведении мечетей и минбаров”. В своем письме он  просит помочь в строительстве крепостей вокруг городов и населенных пунктов для того, чтобы “обезопасить своих подданных от набегов неприятеля”. Это свидетельствует о том, что Ислам был уже в то далекое время воспринят в Великих Булгарах и вопрос состоял в сохранении и сбережении целостности государства перед лицом опасности извне.

Во всяком случае мусульманская религия основательно закрепилась в государстве булгарских тюрков и несмотря на то, что они находились на значительном отдалении от центра халифата и колыбели Ислама, волей и милостью Всевышнего все традиции религии строго соблюдались. Принятие Ислама булгарскими тюрками не было проявлением чисто формальным, внешним явлением, а явилось результатом глубокой насущной духовной потребностью народа. И это не было чем-то преходящим, зависящим от веяния времени или произошедшим под влиянием каких-то сновидений и предрассудков ибо с изменением  этого времени, исчезновением ложных  снов и предрассудков все возвратилось бы на круги своя, во всяком случае не имело бы такую устойчивость и не носило было такого масштабного характера. Минуло три столетия. Булгарские тюрки, пребывая под гнетом деспотии российской бюрократии, нравственные устои которой были на столь низком  уровне, а взаимоотношения  были пропитаны ненавистью и злом, сумели сохранить незыблемыми свою честь и достоинство, обычаи и традиции, и вероубеждения. Волей Всевышнего эта вера и свое видение на устройство мира, устоявшие в этих непростых условиях, будут сохраняться до Судного дня и прихода Дажжаля.

Второй и третий  периоды
Пребывание Булгарских тюрков под началом татаро-монголов и русов

Булгарские тюрки – племена, достигшие определенных высот в культуре и духовном совершенстве, были весьма деятельны и образованны, здоровы физически и трудолюбивы. Однако настали для них недобрые времена и они оказались под гнетом двух племен, которые отличались друг от друга еще большей невежественностью, злобой и дикостью. Эти деспотичные племена принесли тюркам неисчислимые беды и страдания. Вероятно что это было своего рода карой свыше.

Эти два племени были, во-первых монголы (в терминологии русских монахов – татары) и русские.

Под словом “татар” подразумеваются передовые воинские формирования, которые выступали во время сражений на поле брани перед основными войсками Чингизхана. Это слово не имеет никакого отношения к термину из области этнографии, означающему родоплеменную идентификацию. Оно примерно обозначало по военной терминологии принятой в России “казачьих отрядов”. Татары в войске Чингизхана – своеобразный род войск. Между “татарами” и “монголами”  безусловно имеется много общего. Первые относились к высшим слоям общества, а “монголы” являли собой чернь, были простым народом. Именно поэтому жителей данной империи со времен последователей пророка Ноя именовали “племенами татар”. Это было естественно и общепринято. Возможно в настоящее время в Монголии даже имеется какое-нибудь род или племя под названием “татар”. Однако где она эта Монголия, а Булгар где?.. Во всяком случае мы вынуждены именовать себя словом “татар”, хотя это и ошибочно.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle