• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Пути появления ислама в России: тенгрианство тюрков и схожесть с арабами

Время чтения: 4 мин
1631

Примерно с 630-х годов ислам распространяется не только на территории Аравийского полуострова, но начинает проникать за пределы проживания арабских племен, встречая противоречивые реакции. Как же реагировали на ислам жители тех территорий, которые населяют территорию современной России?

Первый период распространения ислама (до 634 года), это период правления праведного халифа Абу Бакра (р.а.), когда ислам закрепляется на Аравийском полуострове.

Уже в период его правления ислам начинает проникать на территорию Ближнего Востока и Ирака, что относительно далеко до границ современной России и бывшей Российской империи. Но уже при правлении праведного халифа Умара (р.а.), благодаря тому что Персидская империя, принадлежавшая династии Сасанидов, была окончательно разгромлена в 640–650-е годы, впервые мусульманские проповедники получают возможность проникнуть далеко на север.

Известно, что еще при жизни халифа Умара (р.а.), в 643 году жители самого северного на тот момент персидского города Дербента обратились к нему с просьбой обратить в ислам и включить их в состав халифата.

По крайней мере такая версия распространена в истории Дагестана. Но если учитывать тот факт, что Персидская империя была разгромлена в 652 году (эпоха правления праведного халифа Усмана (р.а.), то получается, что именно с 652 года Дербент входит официально в состав Арабского халифата.

Дагестанские историки именно этот год называют началом распространения ислама на Северном Кавказе, а если посмотреть шире распространением ислама на территории современной России. Таким образом начиная с середины VII века ислам начинает активно проникать на территорию современной России и прежде всего со стороны Кавказа.

Другой регион, который тоже считается традиционной, откуда ислам впоследствии распространился на территорию современной Российской Федерации – это Средняя Азия. Она достаточно упорно сопротивлялась продвижению арабов.

Ученые расшифровали надпись на древнеперсидском сосуде, найденном в Москве

По крайней мере в период правления праведных халифов последним из которых был Али ибн Абу Талиб (р.а.), убитый хариджитами в 661 году, арабам удалось занять лишь небольшую часть Хорасана.

В этот период арабам пока еще не удалось проникнуть в Мавераннахр – междуречье рек Сырдарьи и Амударьи. Для них она еще оставалась недосягаемой.

Если говорить о распространении ислама в период правления праведных халифов, то за довольно короткий срок, особенно при правлении халифа Умара (р.а.), арабы заняли большую территорию. Это Ирак, Западный Иран, Сирия, Палестина, Египет. Под контроль были взяты достаточно богатые земли.

После этого начинается продвижение в западном направлении – Магриб.  И это продвижение происходит плоть до 732 года. Ключевым был 711 год – это эпоха правления Омейядской династии, которая управляла мусульманским государством с 661 по 750 годы.

В этот период Омейяды занимают территорию современных Испании и Португалии, разгромив в 711 году Вестготское королевство.

В 732 году дальнейшее продвижение в Западную Европу было остановлено войсками франков под командованием Карла Мартелла. И потому в арабско-мусульманской традиции главного своего западного христианского противника было принято именовать франками.

На Востоке арабов поджидали другие достаточно серьезные противники в лице различных тюркских племен, основная масса которых были тенгрианцами.

Тенгрианство – это языческая религия, причем это достаточно синкретическая религия. Говорить о конкретных установках мы не можем, потому что существуют достаточно различные версии тенгрианства. Например, как отмечает историк Искандер Измайлов тенгрианство Среднего Поволжья достаточно серьезно отличалось от алтайского тенгрианства.

Согласно тенгрианству мир состоит из трех сфер, которое представляет некое подобие космического яйца. Мир, в котором мы живем – это сердцевина, под ним находится подземный мир, сердцевину окружает скорлупа – небесный мир.

В каждом из этих сфер существует свой тенгри. Тенгри – это верховное божество. Причем представление о тенгри чем-то совпадает с мыслями европейских просветителей о Боге-Творце. Тенгри сотворил миры и людей.

После этого он не вмешивается в дела людей, лишь изредка в критические периоды он превращается в те или иные образы и является людям.

Его общение с людьми заключается в том, что он посылает им различные знамения, которые должны понимать специально избранные люди.

Тенгрианство это не монотеистическая, а политеистическая религия. Кроме тенгри есть еще некое женское божество, которое у разных племен называется по-разному.

Также существует определенное количество различных духов, душ, которые сохранились в фольклоре – өй иясе (домовой), шурале (леший) и другие.

У тюрков также был очень важным культ предков. Каждый человек должен был знать семерых своих предков, гордиться или стыдиться ими. Он должен был вести такой образ жизни, чтобы семь его последующих потомков гордились им. Поэтому у тюрков был достаточно сложный погребальный обряд, система поминальных обедов и прочее.

Этот культ для них был очень важным. В этом плане можно говорить о схожести кочевников – арабские кочевники мало чем отличались от тюркских.

Материал подготовлен на основе лекции к.и.н. Тухватуллина Айрата Халитовича «Распространение ислама в России», прошедшей в рамках КПК в РИИ.

Все фото: elements.envato.com

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle