• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Притеснение ученых ислама при халифате. Часть 4

Время чтения: 5 мин
5629

Мы продолжаем тему преследования мусульманских алимов при мусульманских правителях. Так, смутьяны-провокаторы внесли раскол, между правителем Индии Джихангиром и его учителем имамом Раббани. Среди военных и чиновников были те, кто любил и уважал Имама Раббани. Но разве это преступление? Согласно риваяту, среди государственных служащих в этот тяжелый период времени были те, кто возмущался такой жестокости к имаму и даже предлагали ему на самом деле поднять антриправительственный мятеж, но имам Раббани остановил их и призвал сохранять спокойствие. Так кем же были эти смутьяны-провокаторы?

В некоторых источниках говорится, что визирь и его окружение в большинстве своем были шиитами. У имама Раббани есть труды с научной критикой шиитов. Шииты же, которые не собирались терпеть к себе такого отношения, влезли между Джихангиром и его учителем, что привело к аресту и заключению под стражу этого великого имама. Жизнь имама Раббани после освобождения больше походила на подписку о невыезде с ограничением передвижения, чем на жизнь свободного человека. Последние дни своей жизни имам и муджаддид провел в своей деревне, и кроме как на пятничный намаз, никуда не выходил. После его смерти осталось много писем и работ. Кто-то после себя оставляет знания, а кто-то зло.

Абу аль-Хасан аш-Шазили (имам Шазили):

Основатель тариката и  большой ученый имам Шазили жил уединенной жизнью. Как пожелал его шейх, так он и сделал. После того, как закончился период его затворничества, он поехал в Тунис. Не успел он приехать, как некоторые ученые, увидевшие в имаме конкурента, начали клеветать на него правителю. Отношения между учеными бывают напряженными, особенно если между ними встает тиран. Так и случилось - султан вызвал к себе имама Шазили и установил за ним слежку. Постепенно нарастала необходимость в хиджре – вынужденном переезде.

Имам Шазили не стремился заполучить этот преходящий мир, но те, чьи глаза и сердца закрыты к постижению мира потустороннего, не могли этого понять. Даже то, что имам скромно жил в небольшом доме, вызывало у некоторых подозрение. Когда у него стало больше учеников, стало больше и завистников. Некоторые сообщают, что среди завистников был даже верховный судья государства, которого называли «Судья судей» Абу аль-Касым Ибн Барра. Говорится, что он опасался того, что имам Шазили сместит его с должности и займет это место, и чтобы не показывать свою зависть, он придумывал различные комплоты.

Передается, что верховный судья перед правителем государства Абу Закарией сказал: «Имам Шазили присматривается к месту султана. Он проводит подготовительные мероприятия чтобы поднять народ против вас». Чтобы правящая верхушка приняла нужное ему решение, он специально затронул болезненную тему. Ибн Барра поднял вопрос о предках имама Шазили. Предками имама Шазили были султаны из династии идрисидов, родословная которых восходит к самому Достопочтенному Али. А это значит, что у имама Шазили могли быть связи с династией фатимидов. В результате этих действий верховного судьи, который из-за зависти даже не здоровался с имамом Шазили, его заключили под домашний арест. Теперь стало практически невозможным контактировать с народом и продолжать вести уроки.

Через некоторое время имам Шазили попросил  у правителя разрешения поехать в хадж. После получения разрешения он начал собираться в путь. Но, увы. Ибн Барра постоянно следил за имамом. Не успел еще имам Шазили доехать до Египта, как письмо Ибн Барры достигло султана. В этом письме говорилось, что имам Шазили стал причиной смуты и волнений в Тунисе, является скрытым сторонником фатимидов и в любой момент может вызвать в Египте хаос. Конечно же, такая весть от человека, занимающего столь высокое положение, не могла не оказать воздействия. По приказу султана Египта наместник Александрии взял под контроль имама Шазили. Пока имам оставался там, вокруг него снова стали собираться люди, ученые, мудрецы, аскеты не оставляли его в одиночестве. Когда султан поехал в Каир, чтобы увидеться с имамом Шазили, он по-настоящему понял его значимость и извинился перед ним. Это позволило имаму Шазили продолжить свой путь к хаджу. Позади остались его трудности и беды. 

На этом список светлых людей Ислама, пострадавших от тирании «мусульманских правителей» при существовании халифата, далеко не исчерпан. Однако на этом завершим, с надеждой, что приведенных примеров окажется достаточно, чтобы понять, что, во-первых, путь распространения шариатских знаний не бывает легким, и только истинные ученые Ислама, наследники Пророка (мир ему), способны выдержать тяжелейшие испытания властью, имуществом и притеснениями, и, несмотря ни на что остаться на прямом пути.

Во-вторых, только государство времени четырех праведных халифов называется халифатом в истинном смысле слова, а все остальные – династические царства. И хотя формально омеййадское, аббасидское, фатимидское, кордовское и османское государства назывались халифатом, по тексту хадиса они таковыми не являлись. Ведь Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Халифат в моей умме будет 30 лет. После этого будет султанат. Халифами будут Абу Бакр, Умар, Осман и Али. Все это будет продолжаться 30 лет. Омейяды будут считать свое правление халифатом. Но… они короли, причем плохие короли» (Абу Дауд, Суннат 9, (4648, 4647); Тирмизи, Фитан 48, (2227)). А все риваяты, говорящие о «халифате по методу пророка (мир ему)» в конце времен, относятся к эсхатологии, т.е. ко времени прихода имама Махди и нисхождения пророка Исы (мир ему), и поэтому отношения к современности не имеют.

В свете вышесказанного утверждения некоторых наивных глупцов о том, что построение исламского халифата позволит решить все вопросы, в том числе и проблему преследования инакомыслящих и ученых ислама вызывают, как минимум, недоумение. Тем более, что это не удалось прошлым поколениям мусульман, которые были более богобоязненны и знания Шариата которых не сравнятся с нашими знаниями. А раз так, то у современных мусульман остается единственный путь – реализовать законы Шариата внутри личности, семьи и махалли, распространять знания ислама, добиваться построения справедливого общества в том государстве, которое они имеют, и держаться подальше от фитны политизации религии.

Ринат Габбасов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle