По какому пути мне пойти, учитель?
«Та’лимату Корани» («Основы учения Корана») так называется книга богослова и педагога Шакирзяна хазрата Хамиди, изданная в 1908 году в казанской типографии братьев Каримовых. Улем в популярной для читателя форме дает толкование и объяснение избранных аятов Благородного Корана. Причем он основывается на ряд известных книг тафсиров, написанных на арабском языке.
Islam-today предлагает вниманию читателей некоторые главы из этой книги.
Однажды шакирд по имени Абдулла в письменном послании к своему наставнику. В связи с тем, что вопрос шакирда и ответ устаза представляют определенный интерес, мы посчитали уместным предоставить их вниманию читателей.
Абдулла эфенди, который в течение нескольких лет изучал множество наук, прочитал значительное число умных книг, выдержал серьезные испытания и после этого обратился с вопросами к учителю. Далее приведем текст этого письма:
«О, мой наставник! Долгое время я находился на вашем попечении, изучал науки, пополнил багаж своих знаний. Я считаю себя истинным мусульманином, следующим по пути Ислама. Как мне еще более укрепиться в вере и в дальнейшем во всех своих делах крепко держаться этого пути? Следует ли мне обратиться к какому-нибудь ишану и во всем: и в делах, и душой, и сердцем, и даже в вере подобно телу усопшего, предоставленного в полное распоряжение человека омывающего и облачающего это тело в кафан, полностью довериться указанному ишану, быть его верным мюридом?
Так по какому пути мне пойти, учитель? То ли следовать книгам по вероисповеданию и фикху, написанным улемами различных масхабов и течений? Или, следуя известной поговорке: «Куй железо, пока горячо», в какой-то ситуации или вопросе стоять на одной позиции, а в другой ситуации или вопросе избрать иную, то есть ту, на которую падет мой взор? Соответственно я буду противоречить вероисповеданию и тем самым окажусь в плену противоречий. В том случае, что скажут мои оппоненты в лице улемов и иерархов иного мазхаба? Ведь тогда придется констатировать, дескать, «они не правы, их мазхаб стоит на ошибочных позициях, а вот мой – истинный, они сбились с пути истинного, а вот я – иду правильным путем. Если же я буду утверждать это, то противоположной стороне не составит труда выразиться о моей позиции точно в таком же ключе. И тогда мы с моими последователями с одной стороны и наши оппоненты с другой вступим в конфронтацию подобно людям разных вероисповеданий и начнем обвинять друг друга в безбожии, клеветать и обвинять своих оппонентов в невиданных грехах и в итоге будем низвергнуты в пучину противостояния и раздора.
Что же теперь мне настаивать на том, что варево, изготовленное из ячменя (пиво) является дозволенным-халялем? Или говорить о том, что принесенное в жертву мясо животного без провозглашения слова «Бисмилля!» («с именем Аллаха!») является не дозволенным-харамом? А может заявлять о том, что все спиртные напитки, что приготовлены и сварены из ячменя или иное питье – есть харам, а вот употреблять в пищу мясо животного зарезанного без провозглашения слова «Бисмилля!» - дозволяется?
Пойти по одному пути, значить следовать мазхабу Имама Агзама, а следовать по иному – значит придерживаться мазхаба имама Шафии. Но самое важное для меня заключается в том, какой бы путь я не выбрал, останусь ли верен слову Аллаха Та’аля.
О, мой благородный наставник, что вы мне прикажете? По какому пути мне следовать?»
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.