Первые татары в Швеции: как появилась мусульманская татарская община?
В одной из прошлых наших статей мы уже рассказывали об Ибрахиме Умяркаеве – первом татарском переселенце в Швеции.
Продолжая данную тему, эту статью посвящаем татарам, переселившимся в Швецию в 1940-1950-х годах, которые стали основой для первой в истории Швеции официальной мусульманской общины.
Во время и после Второй мировой войны Швеция стала одной из стран, куда устремились беженцы в поисках лучшей доли. В Швеции была создана особая Государственная комиссия по делам иностранцев (Statens utlänningskommission) для работы с беженцами и иммигрантами, которые стали сюда прибывать.
Местная полиция проводила регулярные опросы и беседы с переселенцами, собирала информацию об их происхождении, семейном положении, прошлой жизни, уровне образования, занятости и других подробностях.
Шведский национальный архив хранит эти важные документы относительно вновь прибывших татар до получения ими шведского гражданства в 1950-1960-х годах.
Ибрахим Умяркаев сыграл важную роль в помощи татарам, прибывшим в Швецию в 1940-х годах. Некоторых из них он разместил в Виггбюхольме, где проводил лето и имел частный дом.
Ибрахим Умяркаев предоставлял им работу у себя в доме или же в своем магазине. Во время войны многие татары из Прибалтики бежали в Финляндию. После войны часть из них перебралась в Швецию, из-за боязни насильно быть высланными в Советский Союз.
Первыми в Швецию переехали Али и Зейнаб Закеровы с новорожденной дочерью Дидар. Они были родом из Таллина. В Эстонии семья Закеровых обосновалась еще во времена Российской империи. Это была одна из самых богатых семей среди татар Эстонии. Али Закеров сначала переехал в Финляндию, потому что советская власть конфисковала все имущество семьи в Таллине, и они остались без средств к существованию. Дочь Али Дидар уже родилась в Финляндии. Однако из-за боязни быть высланными в СССР, они приняли решение бежать в Швецию. Север финско-шведской границы плохо контролировался и, заплатив одному контрабандисту, им удалось пересечь границу и попасть в Швецию.
На шведской стороне их встретили солдаты, которые доставили их в лагерь беженцев в Умео. Как и многие другие татары из Финляндии и Прибалтики Али Закеров был хорошим специалистом по мехам. Он знал об Ибрахиме Умяркаеве, но работать на него не стал. У Закерова было несколько хороших друзей евреев в Таллине. С их помощью свою первую работу он нашел у еврейского меховщика в Стокгольме. Тем не менее, именно Умяркаев помог семье Закеровых с временным жильем в Виггбюхольме.
В течение последующих нескольких лет другие татарские беженцы также попали в Швецию, перейдя границу на севере Финляндии. Проведя некоторое время в лагерях беженцев и найдя краткосрочную работу, при поддержке Умяркаева они обычно останавливались в Виггбюхольме, а затем переезжали в Стокгольм.
В 1944 году в Швецию переехал Валиулла Феткуллен, его семья была из татар эстонской Нарвы. Другим переселенцем стал Ибрахим Зарип, тоже из эстонских татар. Валиулла Феткуллен сначала работал в лагерях в Евле и Окельбо, а затем устроился меховщиком в Стокгольме. Ибрахим Зарип оказался на ферме в окрестностях Эскильстуны, а затем тоже переехал в Стокгольм.
В 1945 году в Швецию приехал Хайрулла Самлихан. В Государственной комиссии по делам иностранцев он заявил, что родился в Терийоки в Финляндии (ныне Зеленогорск, Россия). Другой беженец, Рафат Салах, тоже заявил, что родился в Терийоки, но вырос в Ленинграде, где его отец был арестован в 1934 году. А затем семья бежала в Финляндию. Оба они получили работу в Катринехольме в меховой компании Aktiebolaget Pälsförädling.
В 1947 году в Швецию переехал еще один татарин из Нарвы – Ахмед Хаердинов. А 1948 году переселился Мансур Насретдин (Несреддин), он был финским татарином из Лаппеенранта.
Продолжение следует…
Использованные источники:
Abiline Toomas, Ringo Ringvee. Estonia // Muslim Tatar Minorities in the Baltic Sea Region (Muslim Minorities Series 20, 2016). P. 105–128.
Sorgenfrei S. Establishing Islam in Sweden: The First Tatar Community and Muslim Congregation and Their Sources // Studia Orientalia Electronica. Special Issue: Tatars in Finland in the Transnational Context of the Baltic Sea Region, Vol 8. No. 2. 2020. Р. 82-93.
Ståhlberg Sabira, Ingvar Svanberg. Sweden // Muslim Tatar Minorities in the Baltic Sea Region (Muslim Minorities Series 20, 2016). P. 143–158.
Интервью и консультации с Туркером Соукканом.
Автор: Дамир Гайнутдинов