• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мусульманская реформа летоисчисления. Календарь Малик-Шаха и Шакир-паши

Время чтения: 5 мин
7020

Календарь Малик-Шаха

Во время правления халифа аль-Муктади Би-АмраЛлаха аль-Аббаси, которое имело место за 534 года до воцарения во главе Римской церкви Папы Григория XIII, то есть в 465 году по Хиджре, досточтимый султан Джалаладдин Малик-Шах, взойдя на престол правления султанатом, позаботился о проведении научных астрономических наблюдений. Для реформы солнечных календарей он организовал ученую комиссию под руководством визиря Низам аль-Мулька. В состав данной комиссии вошли известные в исламском мире ученые мужи: Умар Хаййам, Маймун аль-Васити, Мухаммад аль-Хазин, Абдаррахман аль-Хариси.

Высокая комиссия в 468 году провела свое очередное заседание. Было решено, что в течение каждых тридцати трех лет должно быть восемь високосных лет. Иными словами, ученые решили, что семь раз в каждой четверке лет четвертый год считался високосным, а на 8-й раз високосным считался не четвертый, а 5-й год.

В добавление к этому, с целью преградить путь искажениям и ошибкам, который таило будущее, за основу летоисчисления был принят не календарный, но астрономический (истинный) год. Такой год начинается и заканчивался в день весеннего равноденствия.

Для легкости исчисления год стал состоять из 12 месяцев, в каждом из которых было по 30 дней. Было установлено, что в обычном году было пять, а в високосном — шесть добавочных дней.

Самым точным из всех календарей, известных человечеству,  является именно этот джалалийский календарь. Дело в том, что год в нем равен астрономическому году, поэтому искажения отсутствуют. Способы установления високосного года весьма просты. Не возникает проблем и при исчислении большого количества лет, как это имеет место в григорианском календаре. Здесь нет путаницы с количеством дней в месяце, когда в одних их 28, в других 30, а то и 31.

Так называемое Летосчисление Малик-Шаха оказалась не только более совершенным, нежели существовавшие в Иране XI века домусульманский (зороастрийский) солнечный и арабский лунный календари, но и превосходящим ныне действующий Григорианский календарь, разработанный в XVI в. Так годовая погрешность Григорианского календаря составляет 26 секунд, а календаря Малик-Шаха — лишь 19 секунд.

  Календарь Шакир-паши

Досточтимый Шакир-паша, бывший в одно время послом Османского государства в Санкт-Петербурге, серьезно занимался проблемой календаря, опираясь на свои способности и мастерство в математических науках.

Согласно результатам исследований, проведенных этим уважаемым человеком  двести восемьдесят девять  солнечных лет состоят из ста пяти тысяч пятисот пятидесяти пяти  (105555) дней. Иными словами:

В течение времени, когда Земля совершает 289 оборотов вокруг Солнца, она совершает 105555 полных оборотов вокруг своей оси, поскольку один год равняется 365,242216 суток.

Следовательно, двести восемьдесят девять лет будут равны:

365,242216 × 289 = 105555,000424 суткам.

Если, оставив эти миллионные доли, принять, что в 289-ти годах содержится 105555 дней, то искажение почти сойдет на нет. Ибо для того, чтобы искажение достигло одних суток, потребуется отрезок времени приблизительно в семьсот тысяч (!) лет.

Согласно календарю досточтимого Шакир-паши, год состоит из 365,242216 дней, и в каждых 289 годах будет семьдесят високосных лет, поскольку, если помножить остаток на 289 лет:

0,242216 × 289  = 70,000424 дня.

Данный метод установления високосных лет является самым точным из всех существующих методов.

Согласно данному календарю, каждые 289 лет представляют собой самостоятельный цикл. Годы, составляющие один такой цикл, абсолютно подобны годам другого такого цикла.

Для солнечных лет, исчисляемых по данному календарю, очень легко составить стабильную таблицу начал.

Вывод:

Существовавшие до эпохи Юлия Цезаря различные беспорядочные системы летосчисления стали приводиться в порядок по инициативе именно этого императора. Это случилось за 45 лет до рождества Иисуса.  Несмотря на то, что с той поры до сегодняшнего дня усилиями ученых системы летосчисления непрерывно изменялись и совершенствовались, человечество все же не видело календаря, в котором совершенно не было бы искажений.

Такое положение дел не было вызвано недостатком усердия, присущего человеку как виду. Скорее, оно было обусловлено естественно-природными особенностями. Ибо совершенно невозможно разделить год на равное, без остатка, число дней. Сколь бы внимательно не высчитывалась длительность солнечного года, и сколь бы оправданными ни были вводимые високосные годы, создание свободного от искажений календаря является делом, лежащим за пределами возможностей человека.

Если уж необходимо избавить календари от искажений, то следует, отказавшись от календарных месяцев и лет, вместо них принять истинные астрономических месяцы и годы. Другого способа просто не существует. Однако, предвидя, что месяцы, не ограниченные определенным количеством дней, создадут массу трудностей для нормальной жизнедеятельности людей, необходимо установить одиннадцать месяцев с оговоренным количеством дней, и только 12-й месяц считать истинным.

Это и есть средство избавления от искажений в календаре. Для того чтобы определять истинные месяцы и годы, требуются астрономические приборы и систематические наблюдения. Такие вещи не актуальны для рядового населения, ведь главным условием для календаря всеобщего пользования является очевидные для всех меры счета, которые не нужно записывать и высчитывать специально.

На это намекает священный хадис: «Мы  — неграмотная община: мы не пишем и не считаем». Иными словами, в основе календаря, предлагаемого для всеобщего пользования, должна лежать очень простая и ясная метода, которая не нуждается в записи и счете. Летосчисление, используемое для повседневных нужд населения, должно представлять собой систему счета, основанную на простых вещах, видных и понятных, как говорится «невооруженным глазом».

Из этого становится ясным, почему исламский шариат не вооружился солнечным календарем  для нужд поклонения и решения других религиозных вопросов.

Автор: Айдар Хайрутдинов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle