Мусульманская достопримечательность Кении - архипелаг Ламу
В мире немало стран и достопримечательностей, которые привлекают миллионы мусульман-туристов со всего света, однако некоторые из них малоизвестны. Например, в Африке, кроме Марокко, Египта и Туниса, есть место, которое будет интересно и важно посетить туристу-мусульманину. Об одном из таких мест и пойдет рассказ в нашей статье.
Наше внимание будет приковано к архипелагу Ламу, что находится в Атлантическом Океане. Архипелаг представляет собой группу небольших островов и принадлежит Кении. Он расположен в 350 км от ее столицы Момбасы.
Ламу – это и название острова, и название главного города этого острова. Этот город – самый древний постоянно населяемый город во всей Кении. Город был основан народом суахили в 1370 году и с тех пор никогда не покидался.
Ламу, как и другие прибрежные города Восточной Африки, возведен из кораллового камня и мангрового дерева, а его архитектура, как и его история, представляет собой смесь суахили, арабского, персидского, индийского и европейского стилей.
Самое древнее письменное упоминание Ламу встречается в трудах арабского путешественника Абу-аль-Махасини, который, в 1441 году, повстречал в Мекке шариатского судью из Ламу. Существуют также сообщения о том, что корабли китайского флота Чжэн Хэ затонули недалеко от острова Ламу в 1415 году. Было высказано предположение, что выжившие мореплаватели поселились на острове Пате, основали деревню Шанга и, приняв Ислам, женились на местных женщинах.
В XVI веке архипелаг был захвачен португальцами, которые установили монополию на торговлю в этом регионе. Через 150 лет при помощи Омана Ламу объявил о своей независимости. Будучи республикой под протекторатом Омана, на протяжении почти двух столетий Ламу переживает период экономического и культурного рассвета. За это время он стал центром литературы, науки, а также искусства, ремесел и торговли.
В начале XIX века для Ламу начинается колониальный период, во время которого он попадает под контроль сначала султаната Занзибар, управляемый Германией, а затем Англией. А позже, в 1963 году, Кения заявляет свои права на Ламу, освобождая его от зависимости от Англии.
Русский путешественник Филип Ефремов, посетивший архипелаг в XVIII веке, описывал Ламу так: «Место казалось довольно приятным на вид. Океан был изумрудным, а пальмы на побережье очень высокими… Ламу был прекрасен. По всему городу я мог видеть влияние афро-арабской культуры.
Центр города Ламу состоял из каменных зданий, построенных из местных материалов. Они были сделаны из крупных коралловых и известковых камней, скрепленных гашеной известью и некоторыми другими растворами. Деревянные балки и верхние покрытия были сделаны из столбов мангровых деревьев, которые растут вокруг островов».
Русский путешественник был очарован местными жителями: «Я еще не привык к суахилийцам и с интересом смотрел на них. И по росту, и по внешности они выглядели просто замечательно: ни арабов, ни африканцев не напоминали. Просто нечто среднее. И они говорили между собой на смешанном языке. Половина слов была арабской, а половина – на суахили».
По словам Ефремова, он очень удивлялся тому, как местные мужчины выбирают себе жен, поскольку все местные женщины с ног до головы были покрыты черными одеяниями.
Кроме того, Ефремов пишет, что архипелаг Ламу, как и весь регион, был втянут в торговлю рабами. Запрет на работорговлю, наложенный Британией, привел к экономическому кризису на островах Ламу, который продолжался до перехода Ламу под протекторат Занзибара.
Важнейшим событием в духовной жизни Ламу был приезд на остров Хабиба Салиха бин Алави Джаляль аль-Лейль, ученого и врача из Йемена, родословная которого восходит к Посланнику Аллаха (мир ему).
Мечеть Рияда и школа-интернат, которые он основал, находятся рядом с его бывшим домом и продолжают оставаться центром изучения Книги Аллаха и поминания Его имени.
Его дело духовного и телесного исцеления продолжается и по сей день, благодаря обществу Красного полумесяца и ежегодного фестиваля Ламу Маулиди. На это мероприятия ежегодно съезжаются участники со всей Восточной Африки. Они принимают участие в праздновании мавлида, а также активно содействуют развитию медицины в регионе – жертвуют деньги на приобретение лекарств, а также сдают кровь.
В течение трех дней в середине месяца Рабиуль-Авваль недалеко от места захоронения Хабиба Салиха в Ламу десятки тысяч мусульман восхваляют Аллаха, читают салаваты Его Посланнику (мир ему), а также рассказывают истории из жизни Досточтимого Пророка (мир ему).
Сегодня на территории острова располагаются 23 мечети. Самая старая из них – мечеть Пвани, возведенная в XIV веке.
Ламу – довольно консервативный город, однако он гостеприимно встречает всех – любителей йоги, искателей духовных приключений, а также туристов любых национальностей и вероисповедания. Как доброжелательный хозяин, Ламу сохраняет свою целостность, оставляя место для всех, кто хочет посетить остров или сделать его своим домом.
Фото: sacredfootsteps
Islam-today