• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Хизб ут-тахрир» - исламская партия или секта заблудших?

Время чтения: 12 мин
15942

Часто от последователей «Хизбут-тахрир» приходится слышать, что они не «секта», а «политическая партия с Исламской идеологией». Понятно, что сектант будет всегда отрицать свою приверженность к какой-либо секте. Более того, будучи вовлеченным, человек даже может не подозревать, или  не знать, что состоит в «группе заблудших».

В представленном аналитическом материале попробуем разобраться, какие характерные признаки сект выделяют современные исследователи и одновременно сопоставим эти признаки с официальной идеологией и практическими действиями «Хизбут-тахрир». Надеемся, что представленный материал будет не только интересным, но принесет практическую пользу, если кто-нибудь из тех, кто симпатизирует идеям этого течения, откажется от своих ошибочных взглядов.

Принято считать, что разделение на секты больше свойственно шиитам, а в суннитском направлении Ислама сект не существует, но очевидно, что в нем имеются различные юридические школы и другие группировки. Пророк (с.а.с.) сказал: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два. И разделится моя община на семьдесят три течения». В другом хадисе от Му’ауии сказано: «Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю» (сборники от Ахмада 4/102, Абу Дауда 2/503, Ат-Тирмизи 3/367 и др.). Как видим, разделение мусульманской уммы на группы (секты) было предопределено.

Так что же такое «секта»? Секта - понятие (термин), которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение. В справочнике «Религии и секты в современной России» указаны следующие характерные признаки сект:

1. Религиозный маркетинг. Секта всегда занята религиозным маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов. Часто структура сект строится по принципам сетевого маркетинга. Агрессивный религиозный маркетинг - это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление.

Каждому из секты «Хизбут-тахрир» необходимо вовлечь в свои ряды новых членов. Несмотря на запрет деятельности партии с 2003 года, идеи «Хизбут-тахрир» в России также назойливо распространяются в мечетях, на религиозных посиделках в квартирах, социальных сетях и т.д. Часто их акции маскируются под благотворительные мероприятия, псевдо правозащитные действия.

Члены секты «Хизбут-тахрир» не видят и не хотят видеть то, что не соответствует их взглядам. Часто они лишены разумного осмысления происходящего и обращаются к эмоциям, к воспитанию чувства неприязни всему, что чуждо их ложным взглядам. Сектантская пропаганда обращена не к разуму или сердцу, не к высшим побуждениям, а к подсознанию.

2. Духовный элитизм. Членам секты внушается мысль о том, что они - единственно спасенные, что все окружающие - люди «второго сорта», «джахили», «кяфиры», «муртады», «мунафики», обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты, если даже они считают себя верующими.

Согласно идеологии «Хизбут-тахрир», свою «богоизбранность» члены этой секты видят в суре 3 аята 104 Священного Корана: «И пусть будет среди вас группа, которая призывает к добру (Исламу), приказывает одобряемое и запрещает порицаемое. Эти - достигшие успеха». Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе.

3. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление. Прозелитизм («обращённый, нашедший своё место») - стремление распространить, обратить других в «свою веру», а также горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям. Прозелитизм проявляется в качестве сектантской установки на постоянную вербовку новых адептов.

Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У новичка создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями. Обычно первыми вовлеченными лицами, как правило, являются родственники, друзья и знакомые.

Члены секты «Хизб ут-тахрир» также придерживаются этой тактики. Новичков «заковывают» своей псевдо любовью, интенсивная опека не дает возможности усомнится в секте. Свою опеку и любовь часто выставляют напоказ, снимают на фото и видео, делают пропагандистский материал.

Стоит отметить, что для психологического давления часто используются старики и дети: их приглашают на публичные мероприятия, изображения детей размещаются на агитматериалах, чтобы придать им большую эмоциональность.

4. Двойное учение. Вербовщики не сообщают тем, кого пытаются привлечь в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и подлинном вероучении. В сектах имеется двойное учение: первое – публичное, для открытой рекламы и распространения секты, для придания ей «человеческого лица»; а другое – скрытное, для внутреннего пользования. Кем был на самом деле основатель, с кем был связан, из каких источников приходит финансовая поддержка, отчеты о потраченных средствах перед «спонсорами» - часто «тайна за семью печатями».

Например, даже из членов секты «Хизб ут-тахрир» мало кто знает, что штаб-квартира организации находится в Лондоне. Члены секты  не любят афишировать этот факт. Однако, если знать откуда тянутся ниточки управления данной сектой, то можно догадаться об ее истинных целях.

Возможную причастность к созданию секты «Хизб ут-Тахрир» нацистских идеологов никто не комментирует. Известно, что основатель секты и судья Иерусалимского шариатского суда Такиуддиин ан-Набхани (1909-1977) был хорошо знаком с муфтием Иерусалима Мухаммад Амин аль-Хусейни (1895-1974), который во время Второй мировой войны жил в нацистской Германии и встречался с Гитлером. Муфтий Иерусалима называл Гитлера «защитником Ислама» и призывал весь исламский мир вести джихад против евреев и коммунистов.

5. Жесткая иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен достичь определенной степени в иерархии секты. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.

Структура «Хизбут-тахрир» также имеет все признаки жесткого вертикального подчинения: «дарис» (ученик, слушатель) - новичок, изучающий структуру партии, ее цели, задачи и методы работы. Причем «дарисы» одной пятерки («халька» - круг) не знают дарисов другой; «мушриф» - наставник; «хизбий» - член хизба (секты); «накыб» - руководитель, наставник следующего уровня; «мусагид» - помощник руководителя; «масуль» - глава области; «мугтамад» – лидер секты в республике (стране). Все мугтамады подчиняются Ата Абу Рашта – нынешнему лидеру секты.

6. Непогрешимость секты и ее основателя. Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина «более справедливая, более совершенная», чем истины всех прочих, особенно же традиционных религий.

Секта «Хизбут-тахрир» образована в 1953 году Такиуддиин ан-Набхани, который сам считал себя знатоком в области «иджтихада» (вынесения религиозных заключений). Однако он не соглашался с «иджмаг» (совет, единогласное подтверждение мусульманских ученых) в вопросах по основам веры и законоведению.

Сегодня последователи «Хизбут-тахрир» идеализируют своих руководителей: ан-Набхани, Абдул Кадим Заллум и Ата Абу Рашта. Иногда это даже принимает некую форму поклонения. Например, доходит до того, что в своих пропагандистских роликах проводят параллели между деятельностью секты и сирой Пророка (с.а.с), придавая руководителям «Хизбут-тахрир» пророческие свойства.

7. Программирование сознания. Членами секты, в том числе и «Хизбут-тахрир», становятся прежде всего люди, не имеющие собственных ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Часто в сектах можно встретить бывших заключенных, людей, которые раньше вели аморальный образ жизни, имеющих психические отклонения. В основном это люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни. Как правило, они легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. В программировании сознания адепта секты «Хизбут-тахрир» часто используются такие приемы, как создание имиджа бескорыстия и благонравия, декларирование принципов свободы, равенства и братства.

8. Контроль жизнедеятельности. Конечная цель сектантской организации - контроль над многими, а в идеале - над всеми сферами жизни человека. Члены секты «Хизбут-тахрир» говорят, что стремятся установить законы шариата, воссоздать Халифат, не признают светские законы, если даже они не противоречат канонам Ислама. Создание халифата – это для «Хизбут-тахрир» своеобразная идея фикс, маниакально сопровождаемая чрезмерным эмоциональным напряжением и преобладающая в сознании над всеми остальными суждениями. Такого рода сверхценные идеи занимают в сознании доминирующее положение, рассматриваются сектантом как вполне обоснованные, что побуждает человека активно бороться за реализацию этих идей. В конце увлеченность этими идеями может привезти к психическим болезням, как шизофрения.

9. Политические цели. Секта «Хизб ут-тахрир» стремится к абсолютной теократической власти посредством воссоздания Халифата, так же как нацистская Германия стремилась к воссозданию Рейха (Das Reich) - идеального пангерманского государства. В немецком языке оно употребляется в значении «царство»: Dein Reich komme — «Да приидет Царствие Твое».

В учениях деструктивных сект, в том числе и в идеологии «Хизб ут-тахрир», присутствует сильная антигосударственная направленность. В стремлении разрушить существующее государственное устройство их не останавливают возможные жертвы и кровопролитие. Деятельность адептов направлена к дискредитации политических институтов и правоохранительных органов. Как минимум адепты сект проповедуют запреты на участие человека в жизни государства и общества, открытое игнорирование норм законодательства. Такая идеология ведет к процветанию анархии, распространению террора, развязыванию гражданской войны.

Кроме вышеперечисленных признаков, в статье Ольги Звоновой «Как распознать секту? 10 признаков, которые должны насторожить», опубликованной в газете «Аргументы и факты»  от 7 февраля 2013 года дополнительно указываются следующие характерные отличия сект:

10. Книги и собрания. Чтобы новичок проникся духом религиозного общества, его снабжают всевозможными информационными материалами: книгами, дисками, фильмы, буклеты или пр. Его приглашают на собрания сектантов, где настойчиво доказывают праведность своих убеждений. Собрания и встречи участников секты – обязательная процедура для новеньких. В зависимости от характера секты, эти встречи могут быть как «камерными» (когда участников мало, или даже тет-а-тет), а могут быть и массовыми, чтобы адепт понял, как много людей осознали «правильность» данного учения. В странах, где секта «Хизбут-тахрир» не окрепла и не столь распространена, собрания проходят в узком кругу «хальки», т.е. «пятерки», или нескольких таких групп. Это позволяет сохранять конспирацию. Сегодня в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, в Крыму (Украина), даже в некоторых городах России проводились или были попытки провести массовые акции с привлечением большого количества людей.

11. Активность. Человек, пришедший в секту, не может появляться там время от времени. Свободное посещение означает непостоянный контроль, поэтому всё свободное время адептов должно быть занято. Человека должны вырвать из привычного круга общения, изменить его поведение и подстроить его под жизненный уклад секты. В «Хизб ут-тахрир» также побуждают активно действовать на благо секты, искать новых участников, помогать другим новичкам и бывалым активистам, участвовать в мероприятиях, распространять свои идеи в социальных сетях. Жертвуя своей старой жизнью, временем, средствами и здоровьем, адепты прочно привязываются к секте и не мыслят себя вне её.

12. Опознавательные символы, униформа, знаки отличия. Членам секты важно отличать «своих» и «чужих». Для этого придумываются специальные символы, которые наносятся на значки, майки, кружки. Также может использоваться свой специальный «язык», понятный лишь «посвящённым», невербальные знаки. Всё это направлено на то, чтобы человек, даже находясь вне стен секты, чувствовал свою связь с ней.

Сектанты «Хизбут-тахрир» в качестве такого символа используют черно-белые флаги со священной для всех мусульман «шахадой», оправдывая это тем, что этот флаг якобы использовал Пророк (с.а.с). Сегодня благодаря деятельности хизбутчиков в мире «шахаду» немусульмане начали воспринимать как некий экстремистский символ. Также, как в середине прошлого века благодаря нацистской идеологии свастика, которая у древних народов обозначала солнце, стала символом фашизма.

Сектанты наносят «шахаду» на свои автомобили, предметы быта и одежды, демонстрируя приверженность идеям «Хизбут-тахрир». В лексикон адептов проникают арабские заимствования и часто используется жест – поднятый вверх указательный палец.

Похожие характерные признаки для тоталитарных и деструктивных сект можно найти в Большой энциклопедии «Терра», в трудах И.Я.Кантерова, П.И.Сидорова, Н.В.Петровой, А.В.Кузьмина и других ученых.

Что делать, если ваш знакомый попал в секту?

Распознать, что человек из вашего окружения попал в секту «Хизбут-тахрир» можно как по косвенным, так и по прямым признакам. Иногда он может прямо признаться, что нашёл «замечательное место», где всем «помогают», стремятся «возродить Халифат» - идеальное государство справедливости и равноправия. Человек становится сам на себя не похож – подолгу пропадает неизвестно где, находится в неестественно приподнятом настроении и заявляет, что он нашёл «смысл жизни». В обыденной речи использует новые непонятные выражения, арабские заимствования, носит символическую атрибутику в виде «шахады» на черном или белом фоне.

Помочь ему можно и нужно. Как?

1. Постарайтесь проверить, в какую именно секту попал человек. Какими трудами начал интересоваться, какие сайты посещает, с кем общается в социальных сетях и т.д. Разузнайте чем занимаются сектанты, где и как именно. Изучайте труды признанных ученых, опровергающих эти учения.

2. Обратитесь в органы правопорядка, особенно, если налицо какие-либо противоправные действия участников секты (секта «Хизб ут-Тахрир» в России запрещена). Привлеките авторитетных лидеров официального духовенства или опытных психотерапевтов – специалистов по зависимостям от секты.

3. Найдите тех, кто пострадал от действий данной секты. Соберите группу поддержки из тех, кто раньше вызывал симпатию, уважение и авторитет у завербованного.

4. Не стоит сразу критиковать политику секты, обходите резкие углы. Постепенно и мягко вытаскивайте его из окружения «собратьев».

5. Приверженность секте сродни наркотической зависимости. Будьте всегда рядом с человеком, оказывайте ему всестороннюю поддержку. При возможности стоит переехать, чтобы вырвать его из обыденной жизни.

6. Время от времени следует проверять, не обратился ли человек обратно к прежним учениям. Важно, чтобы у человека выработался иммунитет к подобным организациям, чтобы в будущем он мог сам распознать секту.

Ильхам Халилов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

 

Социальные комментарии Cackle