• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Заблуждения масс: как Марждани менял мировоззрение своих современников

Время чтения: 4 мин
994

Ш. Марджани написал 18 богословских трудов (Фото: Олег Тихонов, realnoevremya.ru).

Ш. Марджани написал 18 богословских трудов (Фото: Олег Тихонов, realnoevremya.ru).

Книга «ал-Хикма ал-балига» Марджани была написана задолго до выхода в свет в печатном виде, еще в 1856 году.

Марджани, являясь представителем ханафитской богословской традиции, не мог раскрывать вопросы вероучения без отрыва от этой традиции.

За основу он взял кредо ан-Насафи, которое символизировало учение матуридитского толка калама. Поэтому свои воззрения он представлял в виде толкования к уже установленным основам, принятым в его мазхабе.

Проблема заключалась в том, что авторитет толкования ат-Тафтазани к этому символу был непоколебим в суннитской среде. Но Марджани попытался частично сломить этот, по его мнению, стереотип среди мусульман-ханафитов, ведь ат-Тафтазани был представителем ашаритской школы калама и вероятнее всего шафиитом в вопросах права.

Татарский ученый считал, что его новое толкование раскроет правоверность ханафитского учения с точки зрения самих ханафитов с приведением достойных и сильных аргументов со стороны их толка.

Видимо, он ощущал пагубность влияния позднего ашаризма на богословскую мысль ханафитов-матуридитов. Именно в этом контексте нужно рассматривать утверждения и взгляды

Заблуждения масс: как Марждани менял мировоззрение своих современников

Читайте еще больше старинных книг на портале darul-kutub.com.

Марджани в книге «ал-Хикма ал-балига», т.е. как попытку очищения суннитского калама от позднего наслоения со стороны ашаритских богословов и провозглашения истинного ханафитского вероучения.

Прогрессивные деятели татарского народа того времени высоко оценили этот труд Марджани. Как можно видеть в сборнике «Марджани», многие джадиды нашли книгу «ал-Хикма ал-балига» очень полезной и важной для мусульман.

Все они понимали, насколько глубоко Марджани изучил проблемы исламского мировоззрения, и какое значение имела его критика.

Татарский ученый предпочитает мнения ранних ханафитских ученых, а также тех, кто следовал их пути. Он четко ограничивает сферу исламских вероубеждений воззрениями, имеющими сильные доводы из Корана, сунны и общепризнанного консенсуса, что соответствует мнению из ранних источников ислама. Он также показывает себя рьяным противником аш‘аризма.

Сочинения Марджани представляют интерес для современных татар-мусульман (Фото: art16.ru/gallery2).

Сочинения Марджани представляют интерес для современных татар-мусульман (Фото: art16.ru/gallery2).

Матуридизм критике не подвергается, за редким исключением, зато часто приводится мнение имама ал-Матуриди, с которым Марджани соглашается.

Он также постоянно подчеркивает правоту ханафитских авторитетов, указывая на соответствие их позиции достоверным источникам вероучения ислама. Поэтому автор «ал-Хикмы» представляет свой комментарий, уходящий корнями к матуридитской ханафитской школе воззрений, разоблачая недочеты аш‘аритского толкования к ханафитскому кредо.

В произведении «ал-Хикма ал-балига» Ш. Марджани, будучи пионером татарского религиозно-реформаторского движения, указал на некоторые факторы прогресса мусульманского сообщества: чёткое разграничение между сферой вопросов веры и областью проблем философии, политики и истории; допустимость занятия упомянутыми науками; отказ от калама схоластического толка; максимальное ограничение явления такфира; допустимость иджтихада для способных на него, хотя бы частично; и отказ от таклида (слепого следования религиозным авторитетам).

Саид хазрат Шагавиев: «Для татарских богословов авторитет Абу Ханифы непререкаем»

При этом, учитывая суровые реалии своего времени и окружения, Ш. Марджани в первую очередь обосновал эти факторы, опираясь на религиозные источники, и уже потом, основываясь на позиции рационализма. Он показал, что такие возможности для обновления и прогресса заложены в самом учении ислама, и что, главное – правильно его понять.

Таким образом, татарский богослов пришёл к осознанию стремления общества к созданию максимума возможностей и условия развития и самореализации человека, что уже яснее проявилось в его поздних исторических произведениях. 

Заблуждения масс, их неверное понимание неизменных ценностей ислама, обесценение мирской жизни, не способствовали динамичному развитию и прогрессу татарского общества. Поэтому Марджани считал главным начинать с изменения мировоззрения своих современников.

Шагавиев Дамир «Татарская богословская мысль XIX - нач. XX вв. и Шихабуддин Марджани»

Социальные комментарии Cackle