• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Медресе «Расулия»: один из лучших академических институтов в мусульманском мире

Время чтения: 5 мин
191

Фото: из архивов Ислам-тудей.

Фото: из архивов Ислам-тудей.

Назначение на должность главного имама в 1891г. мечети №5 («Амурской») позволило Зайнулле Расулеву приступить к реформированию открытого в 1879 г. приходского медресе, которое позже получило название «Расулия» и быстро завоевало репутацию одного из лучших институтов, обучающих мусульман из подвластных России территорий. По воле Всевышнего шейх Зайнулла удостоился заслуженного приема и всеобщего признания со стороны народа. Со всех краев ехали люди учиться в его медресе.

Фото: из архивов Ислам-тудей.

Фото: из архивов Ислам-тудей.

Учебное заведение находилось в ведении Оренбургского магометанского духовного собрания, содержалось на частные пожертвования мусульманского населения и самого Расулева. В 1893 г. Расулев ввел звуковой метод обучения, классно-урочную систему, преподавание ряда светских дисциплин. Позднее французский историк Александр Бенигсен (1913 – 1988) описал медресе «Расулия» как один из лучших академических институтов в мусульманском мире.

Зайнулла Расулев. Фото: из архивов Ислам-тудей.

Зайнулла Расулев. Фото: из архивов Ислам-тудей.

6 июля 1898 г. на средства купцов Габбасова и Яушевых была возведена каменная ограда, и проведена перестройка мечети. С весны 1903 г. по осень 1905 г. на деньги меценатов, в т.ч. и самого Расулева, внесшего 19 тыс. рублей, на углу улицы Большой Александровской (совр. ул. им. П. Крахмалева) и Мещанского переулка (совр. ул. им. Н. Еремеева) шло строительство нового двухэтажного здания медресе, а также хозяйственных и служебных построек. Кроме классов в учебном корпусе имелась библиотека с большим количеством не только религиозных книг, но и художественной литературы. По воспоминаниям стариков в глубине двора располагался вишневый сад.

Город, объединивший Марджани, Тукая и Рамзи (Фото)

Рядом с новым зданием медресе было построено двухэтажное кирпичное здание – пансионат для шакирдов. Некоторые шакирды жили в своих домах, купленных им родителями, или снимали комнаты у местных жителей, некоторые даже имели личную прислугу. В пансионате жили сироты и дети из бедных семей. Они были обеспечены жильем, питанием, одеждой, обувью, учебными пособиями.

В пансионате проживало одновременно более ста шакирдов разного возраста. На первом этаже была столовая – ашхана. Воспитателями в пансионе работали четыре человека – уважаемые учителя с большим жизненным опытом. Пансион освещался электричеством, ток вырабатывали дизельные генераторы, закупленные в Германии, движки были установлены в здании медресе. Еще до революции 1917 г. оно было телефонизировано.

Фото: из архивов Ислам-тудей.

Фото: из архивов Ислам-тудей.

В переулке недалеко от медресе, в доме из трех комнат, находились мастерские, где были установлены станки, и стояли шкафы с разными инструментами. Люди, обучающие шакирдов различным ремеслам, пользовались большим уважением, хотя некоторые из них были совершенно неграмотны. Рядом, в том же переулке, находилась баня для шакирдов, которую топили три раза в неделю – по вторникам, четвергам и субботам.

Согласно программе медресе, цель его деятельности включала в себя подготовку молодых людей в муллы и выпуск мугаллимов для начальных мусульманских училищ. «Расулия» давала образование на уровне рушдии и игтадии, единовременная плата за 11 лет обучения (4 года в мектебе, 7 лет в медресе) составляла 8 руб. Для сирот и шакирдов из бедных и многодетных семей обучение было бесплатным. Прием заявлений начинался с 20 сентября, занятия – с 1 октября. Для поступления необходимо было сдать экзамены за предыдущий класс и медицинское свидетельство о состоянии здоровья.

Фото: из архивов Ислам-тудей.

Фото: из архивов Ислам-тудей.

Успех медресе на самом деле был достигнут за счет внедрения новых педагогических методов. Предметом особого спора среди татар и башкир на протяжении столетия был вопрос о том, каким методом – новым, фонетическим, или традиционным, неэффективным слоговым методом, следует изучать татарский язык (до революции служивший литературным для российских мусульман Урало-Поволжья). Соответственно, сторонники первого назывались «джадидистами» (обновленцами), а сторонники старого метода – «кадимистами» (сторонники старого), и в то же время эти два термина обозначали вообще новаторов и консерваторов.

Фото: из архивов Ислам-тудей.

Фото: из архивов Ислам-тудей.

«Расулия» являлась учебным заведением смешанного типа, сочетавшим кадимистские и джадидистские черты, традиционное и новаторское в обучении. По инициативе Расулева большим тиражом была издана брошюра «Новый метод и троицкие ученые», в которой от имени шейхов Зайнуллы, Ахмад-хаджи Рахманкулова (Ахун хазрата) и других авторитетных мударрисов Троицка, давалась фетва в пользу нового метода (усуль аль-джадид). Она была несколько раз переиздана огромными по тем временам тиражами (по 2000-2900 экз.) в типографии Оренбургской газеты «Вакыт» («Время») и продавалась всего за пять копеек.

Зайнулла Расулев выразился, что ученые Троицка не имеют возражений в вопросе расширения программы медресе за счет включения светских (нерелигиозных) наук при условии, что основой учебного курса будут оставаться дисциплины по изучению Корана и Сунны Пророка. Брошюра, в которой была опубликована фетва, была неоднократно переиздана и стала решающим фактором в повсеместном внедрении нового фонетического метода в конце первого десятилетия XX века.

Из книги Ахметшина Д.Ф. «Ушедшая история»

Социальные комментарии Cackle