Как Марджани придавал большое значение чтению Корана и призывал к этому других
В исламе рецитация Корана считается богоугодным делом, известен ряд хадисов о вознаграждении за это на том свете.
В исламской литературе говорится и о положительном влиянии такого чтения на мусульманина в целом. Многие шейхи рекомендуют делать это регулярно в течение всей жизни, прочитывая многократно Коран от начала до конца (Даже в некоторых биографических сборниках, посвященных известным личностям ислама, сообщается информация о том, сколько раз в жизни такой-то покойный шейх прочитал Коран).
Современники Марджани свидетельствуют, что в течение дня он читал три джуза (1/30 часть) (т.е. за один месяц прочитывал Коран полностью три раза) (После каждого прочтения Корана полностью (хатм) совершаются специальные молитвы (ду‘а), имеющие особый статус), причем один джуз прочитывался им во время пятикратных намазов (См. сб. Марджани. - Казань: Иман, 2001. - Т.2. - С.171-2).
Шахар Шараф привел следующий интересный рассказ. Один из шакирдов Марджани, мулла ‘Имран ибн Са‘ид ал-Багиши, желая вступить в тарикат, попросил его указать ему на совершенного суфийского наставника (муршид камил).
Тогда Марджани ответил: «Лучший муршид – Коран. Каждый день читайте из Корана не менее одного джуза. Читайте, стараясь понять смысл. Для полноты прочитайте какой-либо достоверный комментарий (тафсир). Это и будет вашим муршидом».
«Зачем Шигабутдин Марджани взялся за это?»: надо ли читать ночной намаз в летнее время
‘Абд ал-Хамид (Габделхамит) ал-Муслими, комментируя данный отрывок из биографии на страницах журнала «Шура»,364 разъяснил, что данное заявление Марджани не противоречит тому, что он говорил о суфизме и его приверженцах в положительных тонах.
Далее он привел рассказ одного из шакирдов Марджани, который после его возвращения из хаджа (1880 г.) попросил также назвать совершенного муршида (муршид камил). Ответ Марджани был похожим на предыдущий, но он добавил: «Если бы был истинный муршид (муршид хакики) в наше время, то я бы сам не смог обойтись без него».
В сноске ал-Муслими заметил, что данная информация также была предоставлена Шахару Шарафу, как главному биографу Марджани, но он по неизвестным причинам опустил упомянутые слова. Из вышесказанного следует, что Марджани не видел достойных суфийских шейхов, достигших высших духовных степеней, в свое время.
Заблуждения масс: как Марждани менял мировоззрение своих современников
Его духовный наставник, ‘Абд ал-Кадир ибн Нийаз, от которого он имел иджазат, к тому времени уже скончался, поэтому к нему направлять страждущих было бесполезно. Опять-таки, опираясь на эти слова, мы не можем утверждать, что Марджани полностью разочаровался в шейхах и ишанах своей эпохи, или, тем более, заявил, что время настоящих муршидов закончилось.
А именно это пытается доказать ал-Муслими, с точки зрения которого о настоящем суфизме нельзя судить по искаженной форме и структуре суфизма позднего периода, и который также, как и другие приверженцы реформ (джадиды) считали ишанов паразитирующей прослойкой мусульманского общества.
Шагавиев Дамир «Татарская богословская мысль XIX - нач. XX вв. и Шихабуддин Марджани»