«Человек невероятной судьбы»
Муфтий Камиль хазрат Самигуллин во время своей праздничной проповеди по случаю Ид аль-Фитр, рассказал верующим о Мухаметзян-бае как о человеке невероятной судьбы:
«Сшивая кожаные ичиги сначала собственноручно, он стал купцом первой гильдии, говоря современным языком, олигархом, и даже был приглашен на коронацию императора! Свои средства он тратил на строительство мечетей и медресе. При этом, только одного своего сына Мухаметзян-бай воспитал купцом, а остальных троих он обучил на имамов! Он воспитал для татарского народа такую великую личность, как Баруди».
Несколько наших статей мы бы хотели посвятить этой личности и познакомить наших читателей с историей жизни Мухаметзяна Галеева.
Детство и юность в Пороховой слободе
Отец Музамедзян-бая, Буньямин бин Гали бин Кулмухаммед, был родом из деревни Чуаш иле (Чувашли), что находится в 31 верстах к северо-западу от Казани. Еще во времена императора Павла I он был взят в солдаты. В то время было принято служить 25 лет. Последние годы своей военной службы Буньямин бин Гали провел на Пороховом заводе в пригороде Казани. Сейчас это Кировский район города Казани.
Вокруг завода образовалась слобода из татар и русских, работавших на заводе, которая так и называлась «Пороховая слобода». Татары-мусульмане проживали в нижней части слободы, часто вперемешку с русским населением. Они смогли построить мечеть и создать свою махаллю, которая получила название «Барудия», от арабского «баруд», что означает «порох».
После окончания службы Буньямин бин Гали еще некоторое время жил в Пороховой слободе. Здесь в 1832 году родился его сын Мухаметзян (Мухаммедджан) – отец Галимджана Баруди. Когда Буньямин вернулся в родную деревню, то оставил сына в Пороховой слободе у своего зятя Нурмухаммеда бин мелла Баязита, который занимался производством и торговлей кожаной обувью.
Фото: seyfutdinovaolga/ elements.envato.com
Нужно отметить, что Казань раньше славилась мастерами по выделке кожи. Небольшие кожевенные мастерские имелись во многих дворах близ озера Кабан в Старо-Татарской слободе, а также в Адмиралтейской (Биш-Балта), Ягодной и Пороховых слободах. Для кожевенного производства было необходимо много воды, благо рядом была река Казанка и множество других мелких водоемов.
В Пороховой слободе Мухаметзян с малых лет стал постигать азы выделки кожи и пошива обуви, а затем стал помогать мужу сестры в торговле.
Фото: Ислам-тудей
Из солдатского сына в купцы
В 1855 году Мухаметзян женился на Бибифахриннисе из деревни Кече Кавал (Малые Ковали), что находится по соседству с их родовой деревней Чуаш иле. Отец Бибифахриннисы, Хабибулла бин Мухаммедшариф, славился своей религиозностью и был авторитетным человеком в округе. В 1857 году в деревне Кече Кавал в доме своего тестя Хабибуллы на свет появился его первенец – Галимджан Баруди. После рождения сына Мухаметзян Галеев (для фамилии он стал использовать имя своего деда Гали) открыл свое дело и стал самостоятельно заниматься торговлей.
Торговые дела Мухаметзяна стали складываться удачно, и в 1860 году он перевез свою семью в Пороховую слободу. Здесь они прожили всего год и в 1861 году переехали в город на Тихвинскую улицу (ныне ул. Тукая). На Тихвинской улице Мухаметзян вместе с семьей снял квартиру на первом этаже небольшого двужэтажного деревянного дома, который был известен как «дом Сулянгир Фахретдина».
Дела Мухаметзяна Галеева резко пошли в гору. В 1869 году он основал свою фирму по производству и продаже национальной обуви и стал купцом второй гильдии. На той самой Тихвинской улице он построил одноэтажный кирпичный дом. По мере роста капитала, в рост и в ширь перестраивался и сам дом. Сейчас в нем располагается Духовное управление мусульман РТ, и он находится между Галеевской мечетью и медресе «Мухаммадия».
Фото: Ислам-тудей
Продолжение следует...
Автор: Дамир Гайнутдинов