• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Актуальные советы молодым от Каюма Насыри

Время чтения: 9 мин
3101

Одним из фундаментальных трудов татарского просветителя, настоящего педагога и талантливого краеведа Габделькаюма Габдулнасырова (Каюма Насыри) является «Книга воспитания» («Китаб-ат-Тарбия»).

Несмотря на то, что эти наставления были написаны более века назад, ни один из советов не утратил своей актуальности, а некоторые даже обрели особую значимость. И сегодня мы остановимся именно на тех моментах в книге, которые помогут воспитать достойных мусульман.

К 195-летию со дня рождения Каюма Насыри. Воспоминания Фатиха Карими
Когда я спрашивал: “Где живет издатель Каюм Насыри?”, большинство отвечало: “Мы не знаем”. Те, кто знали, немного подумав, переспрашивали: “Ты имеешь в виду того слепого Каюма? Он, кажется, живет на той улице”.
28.02.2020
3856

Немного истории

Родился Каюм Насыри в деревне Ширдан 2 (14) февраля 1825 года в семье известного богослова и мастера каллиграфии Габденасыра бин Хусейна. Известно, что родоначальником этой старинной и очень уважаемой династии был некий Бираш баба, обосновавшийся на правобережье реки Волги еще во времена Казанского ханства. С тех пор на протяжении нескольких столетий многие его потомки являлись признанными лидерами местных мусульман, исполняя обязанности сельских старост и указных мулл.

С юных лет Каюм начал проявлять любознательность. Азы грамоты будущий просветитель получал от отца, который не только хорошо владел пером, но знал русский, персидский и арабский языки. Габделнасыр привил детям любовь к труду, любовь к книгам.

В течение своей более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности Каюм успел издать около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки.

Он был истинным учёным, горячо любившим свою родину, свой народ и немало сделавшим для его развития. Будучи писателем-демократом, просветителем, Каюм Насыри целью всей своей жизни видел распространение среди татарского населения науки и знания, культуры и прогресса. Он был в авангарде представителей демократического направления в общественной жизни.

Трудом всей жизни Каюма Насыри можно назвать объемистый том его своеобразных проповедей и наставлений «Плоды собеседований», вышедший в 1884 году в университетской типографии. Это произведение представляет собой выражение всей татарской просветительской идеологии.

Первым печатным трудом был учебник «Синтаксис», увидевший свет в 1860 году. Затем выходят его книги по различным отраслям знаний, а также литературные произведения. В 1871 году Каюм Насыри начал издавать настольный ежедневный календарь, мечтал об издании татарской ежедневной газеты.

Будучи страстным поборником просвещения, Каюм Насыри хотел построить в родной деревне школу. В последний год своей жизни он вернулся обратно в родную деревню, а все свои заработанные деньги отдал на строительство новой мечети. Умер он в возрасте 78 лет 20 августа 1902 года. К сожалению, он не успел дожить даже до начала строительства своей мечети, она уже была построена без него. Просветитель был похоронен шакирдами медресе «Мухаммадия» на кладбище Новотатарской слободы города Казани.

К 195-летию со дня рождения Каюма Насыри. Воспоминания современников.
Мы начинаем цикл статей, посвященных жизни и творчеству этого великого человека. В данной статье публикуются воспоминания Ахмад Хади Максуди (1868-1941).
27.02.2020
3372

Наставления из глубины веков – «Китаб-ат-тарбия»

1. Было у одного падишаха несколько сыновей. Все они были высоки, статны, хороши собой. Один выделялся хилым сложением и крохотным ростом, и отец ненавидел и презирал уродца. Однако этот его сын был умён и прекрасно образован. «О, отец, — сказал он однажды, — умный человек маленького роста лучше большого невежды, не правда ли? Ведь ценность вещей не определяется их размерами. Камни, что используют для отопления бань, велики, но целый воз их можно купить всего за одну монетку. Жемчуг так мал, «но каждый его золотник стоит десять золотых». Отец и весь его диван одобрительно засмеялись в ответ...

Так вот, сын мой, ум и знания не зависят от роста и внешнего вида человека.

2. Один падишах, путешествуя по морю, обратил внимание на юношу, который впервые попал на корабль и не был знаком с трудностями, столь обычными в плавании. Он всё время плакал, дрожа от страха. И сколько его ни успокаивали, не переставал плакать. Падишаха огорчило это. Мудрец, бывший в его свите, сказал: «О, повелитель, если позволишь, я уйму юношу. Мне известна хитрость, которая научит его выдержке». «Поступай, как знаешь», — ответил падишах.

Мудрец распорядился. Юношу связали, бросили за борт, окунули раза два и подняли на корабль. Почувствовав себя воскресшим из мёртвых, он сидел теперь тихо. Падишаху это понравилось, и он спросил: «В чём же твоя хитрость, мудрец?» Тот ответил: «Этот юноша никогда не ходил в море, не знал, как тонут люди, а потому не умел радоваться благополучному плаванию».

Точно так же, сын мой, человек не в силах радоваться своему здоровью и благополучию, пока судьба не пошлёт ему испытание.

3. Сыну одного падишаха досталось богатое наследство. Был он добр и приветлив, а потому раздавал золото направо и налево: приближённым, воинам, всем, кто ему служил. Однажды ближайший из его советников, забыв об осторожности, решил предостеречь его: «О, царевич, прежние повелители собирали сокровища с большим усердием, думая употребить их для пользы. Не будь же столь расточителен, всё у тебя впереди, придёт время, и понадобятся ещё твои богатства». Царевичу не понравились его слова... «Ну так что же? — возразил он, — мне нравится пировать, делать подарки. Я сокровищам — не сторож».

Ни к чему, сын мой, проявлять скупость там, где она неуместна.

5 жизненных советов молодым от великого просветителя
Сынок, сторонись иметь дело с малознакомыми и непроверенными людьми. Люди очень разняться в своей нравственности. Среди них есть такие, кто не только не оценит твоей порядочности, но, решив, что имеет право на бо́льшее, попытается сделать из тебя слугу
19.02.2020
4839

4. Были два брата. Один состоял на службе у падишаха. Другой добывал себе на жизнь трудом. Богатый брат, служивший у падишаха, спросил однажды бедного: «Почему не идёшь на службу к падишаху? Тебе не пришлось бы делать столь тяжёлую работу». Тот ответил: «А почему ты не живёшь трудом? Это избавило бы тебя от позора и многих унижений. Ведь недаром мудрецы сказали: лучше сидеть дома и есть свой кусок хлеба, чем кому-то прислуживать в расшитом золотом кушаке...»

Копейка, добытая трудом, дороже тысячи копеек, полученных из чужих рук.

5. У одного египетского эмира было два сына. Один посвятил свою жизнь изучению наук, между тем как другой нажил добро и сделался богат. Первый стал мудрецом, второй — министром финансов. Однажды богатый брат сказал, с презрением взглянув на учёного: «Я уже стал султаном, а ты все топчешься на одном месте». «О, брат мой, Аллах, да будет свято Его имя, всё же на моей стороне, — ответил мудрец, — ибо я стал наследником Пророка, в то время как тебе досталось наследство фараона».

О, сын мой, из этой притчи ты должен уяснить себе, что знания, вне всякого сомнения, есть наследие Пророка (с.а.с.).

Воспоминания Сулеймана Аитова: "Каюм Насыри надевал шубу мехом наружу..."
Когда он находился дома, то надевал свою шубу мехом наружу (в те времена было принято одевать шубу мехом внутрь, чтобы лучше грело). Если у него спрашивали причину, он отвечал...
18.02.2020
7217

6. Один мудрец так поучал сына: «Не ешь много, о сын мой. Избыток пищи навлекает болезни». «О, отец, это голод убивает человека, — возразил ему однажды сын,— я не раз слышал от людей, что такой-то умер от голода, и ни разу не доводилось мне слышать, чтобы кто-нибудь умер от обильной еды». «И всё же, сын мой, надо быть умеренным, — ответил мудрец,— если обилие в еде и не убивает, то и хорошего в том мало. Ведь обжорство — расточительность, а это уже само по себе большой грех».

Из этой притчи ты должен извлечь соответствующий урок, каждое слово книги — мудрость, а не пустой звук.

7. Жил один умный и добрый юноша. Но сколько ему ни случалось быть среди учёных и мудрых, он всегда скромно помалкивал. «О, сын мой, почему ты никогда не расскажешь того, что знаешь?» — спросил его отец. Юноша ответил: «Боюсь, что люди, приняв меня за учёного, спросят о том, чего я не знаю, и мне будет стыдно».

О, сын мой, мудрость этой притчи в том, что никогда не следует заводить разговор, если не уверен, что знаешь о предмете всё.

Музей Каюма Насыри – место сосредоточия татарской просветительской мысли
Сейчас же дом полностью восстановлен, даже сохранена внутренняя планировка здания. Благодаря сохранившимся сведениям даже удалось воссоздать одну из комнат, где жил Каюм Насыри – это одновременно жилая комната и научная лаборатория.
05.11.2020
3569

8. Один падишах отдал сына наставнику. Тот с большим усердием принялся за обучение сына падишаха, строго взыскивал с мальчика за всё дурное и даже бил иногда. Мальчик не выдержал притеснений учителя и прибежал к отцу с жалобами, показал ему своё тело. Отца огорчило это, и он приказал позвать наставника.

«Почему ты так жесток и безжалостен с нашим сыном, о учитель, тогда как с детьми черни обходишься гораздо мягче?» «О, падишах, дурные дела черни не опасны, никто не последует её примеру, но сын падишаха должен знать, что такое зло. И когда он станет падишахом, пусть остерегается жестокости и несправедливости. Исходя от падишаха или сына падишаха, они становятся особенно опасны. Весть о злых делах владык летит из одной страны в другую и плодит последователей».

Вот почему при обучении и воспитании с потомков людей богатых и знатных следует взыскивать строже, чем с детей простолюдинов, то есть не давать им воли, не позволять лишнего и не баловать вниманием лишь потому, что они из богатых и знатных семей.

9. О, сын мой, когда придётся тебе воспитывать детей, будь особенно старателен, пока они малы. Знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне. Прут легче гнётся, покуда тонок. В нежном возрасте следует внушать понятия о многих науках и давать кое-какие знания даже по математике.

10. Один араб сказал сыну: «В день страшного суда тебя не спросят, чей ты сын, а спросят, что полезного ты сделал».

 

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle