• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что ценнее: 40 000 хадисов от Абу Ханифы или 900 000 хадисов от имама Бухари?

Время чтения: 6 мин
4586

Настоящим именем имама Абу Ханифы было Нуман ибну Сабит, но он известен всем под своим кунья (прозвищем) «Абу Ханифа». За этим именем скрываются два обстоятельства. Во-первых, у него была дочь по имени Ханифа. С другой стороны, слово «ханифа» означает чернильницу, и, поскольку имам всегда носил с собой пузырек с чернилами, его называли Абу Ханифа. Он был также известен как Иммаул Азам, то есть «Великий имам».

Имам Абу Ханифа был первым из четырех известных имамов суннитской ветви ислама, и, по мнению большинства ученых и историков, он единственный, кто был табейи. Табейи – это человек, который встречался со сподвижником Пророка (мир ему и благословение). Согласно различным источникам, имам Абу Ханифа встречался с несколькими сподвижниками, включая знаменитого Анаса ибн Малика.

Имам Абу Ханифа родился в 80 году хиджры (699 году) в Куфе (Ирак) и был единственным сыном в семье. Его отец был состоятельным деловым человеком, и с самого раннего возраста Абу Ханифа вместе с ним занимался бизнесом. Отец Абу Ханифы умер, когда ему было 16 лет. Имам много путешествовал по делам, и во время одной такой поездки он встретил знаменитого имама Аш-Шаби, который посоветовал ему более глубоко изучить исламскую религию.

Этот совет изменил жизнь имама Абу Ханифы, и он стал одним из величайших ученых в области истории ислама. Он овладел множеством разделов религии, включая теологию, акиду (вероубеждение), фикх (исламское право) и хадисы. Он был пионером в сфере разработки методов изучения текстов Корана и хадисов и выводов из них для решения текущих проблем.

Имам Абу Ханифа также был талантливым оратором и участником дебатов. Он участвовал в многочисленных дискуссиях с атеистами, муртадами, мутазилитами  и хареджитами и разгромил их. Абу Ханифа был мастером в этой области, но всегда отговаривал своих учеников от участия в дебатах.

Известны многочисленные истории его дискуссий, но в этой статье будет раскрыта лишь одна. Один человек называл признанного суннитами третьего халифа того времени Усмана ибн Аффана евреем, и местным ученым не удавалось убедить его воздержаться от подобных слов. Однажды имам Абу Ханифа сказал этому человеку, что получил предложение о хорошем и благочестивом женихе для его дочери. Тот мужчина очень обрадовался такому предложению. Затем имам Абу Ханифа заявил, что есть всего одна проблема: жених - еврей. Тогда мужчина ответил: «Как я могу отдать свою дочь замуж за еврея?». Имам Абу Ханифа сказал, что если наш Пророк (мир ему и благословение) может выдать двух своих дочерей замуж за одного еврея, то почему ты не можешь? Мужчина осознал свою вину и перестал называть Усмана ибн Аффана евреем. Этот случай говорит о том, что имам знал, как реагировать на те или иные аргументы в соответствии с уровнем интеллекта и понимания своего оппонента.

У имама Абу Ханифы было очень много учителей. Среди них выделялся знаменитый имам иракского города Куфы Хаммад ибн Абу Сулейман. В то время самым влиятельным знатоком хадисов в Мекке был Ата ибн Аби Рабах, который также был в числе учителей этого великого имама. Кроме того, его учителями были имам Салим, сын знаменитого сподвижника Абдуллы ибн Умара ибн Аль Хаттаба, и Ата Ибну Ясар Хилали, освобожденный раб Маймуны бинт Аль Харит. Другим известным учителем имама Абу Ханифы был Джафар ибн Мухаммад ас-Садик, основатель школы юриспруденции Джафари.

Имам был знаменитым учителем повсюду на территории региона, а число его учеников достигало 700. Самым известным учеником имама Абу Ханифы был имам Абу Юсуф. Многочисленные ученики великого имама стали известными мухаддисами своего времен.

Как правнук сподвижника Пророка (мир ему) стал преемником самого Абу Ханифы
Именно Абу Юсуфу принадлежит основная заслуга в таком широком распространении школы имама Абу Ханифы, ведь после смерти имама Абу Юсуф занимает его место в кругах...
30.09.2020
2963

Мухаддис - это исламский ученый-хадисовед, который занимается наукой о хадисах и их методологией. Мухаддисы собирали изречения пророка Мухаммада (хадисы), проверяли цепочки их передатчиков (равиев) на достоверность и выясняли обстоятельства того, как то или иное сообщение дошло до них. И имам Бухари, и имам Муслим собрали множество хадисов, переданных через мухаддисов Абу Ханифы. Его воспитанники мигрировали в разные части мусульманского мира, особенно в Афганистан, Бухару и Индию.

Имам Абу Ханифа также написал несколько книг. Самая известная из них, относящаяся к символу веры (акида), - «Фикхул Акбар». Имам также был великим знатоком хадисов. Он собрал 40 000 хадисов и, выбрав из них наиболее достоверные (сахих), написал свою книгу «Китабул Асар». Это была одна из первых книг подобного рода, написанных в то время исламской истории, и имам Малик позже последовал его примеру и написал «Муатта Имам Малик».

Если просто взглянуть на цифры, то имам Абу Ханифа, в частности, собрал около 40 000 хадисов, в то время как имам Бухари - 900 000. Но нельзя говорить, что имам Абу Ханифа не был великим знатоком хадисов, так как в действительности он был им. В его время ложных хадисов было намного меньше. Более того, к тому времени, когда имам добрался до более поздних ученых, один хадис передавался сразу из нескольких источников, и каждый хадис при этом рассматривался как отдельный. Но имам Абу Ханифа собрал в своей книге те хадисы, у которых была всего одна версия. Если рассматривать «Китабул Асар» в соответствии с последующими текстами, включающими в себя каждый отдельный хадис, то эта небольшая книга также превратится в огромный многотомный труд.

Рассказы, которые были важнее для Абу Ханифы, чем изучение фикха
Чтение рассказов о пророках и посланниках, праведниках и великих ученых Ислама благотворно влияет на веру и богобоязненность, успокаивает сердца и вселяет уверенность...
03.11.2020
2700

Характер Абу Ханифы представлял собой настоящую смесь всех добродетелей, включая, помимо прочего, настойчивость, терпимость и стойкость. Имам никогда не гневался на своих критиков. Он никогда не говорил без надобности и не боялся говорить правду, если это требовалось. Его благочестие и искренность были непревзойденными, и в нем действительно идеально сочетались знания и благочестие.

Во время 130 года по хиджре правитель Куфы попросил имама Абу Ханифу возглавить государственное казначейство, но он отказался. Такой отказ привел правителя в ярость, и имама заключили в тюрьму и стегали плетью до полусмерти, но Абу Ханифа от своего решения не отказался. В конце концов он был освобожден и перебрался в Мекку, где оставался до прихода к власти аббасидского халифа Аль Мансура. Халиф Мансур также предложил имаму Абу Ханифе государственную должность - пост главного судьи. Но имам снова отказался, и снова был арестован и высечен.

Имам Абу Ханифа умер в 150 году по хиджре (769 год нашей эры) в возрасте 70 лет. Существуют два мнения по поводу его смерти, но наиболее популярным является то, что он погиб в тюрьме, когда его пища была отравлена. Некоторые утверждают, что Абу Ханифа был освобожден из тюрьмы в критическом состоянии всего за несколько дней до своей кончины.

Вся мусульманская умма была наполнена горем и печалью в связи с кончиной этого великого знатока ислама. В общей сложности над ним было совершено шесть общих поминальных молитв, и первую из них посетило более 50 000 человек.

Наследие, оставленное имамом Абу Ханифой, не угасает. На сегодняшний день миллионы мусульман продолжают извлекать пользу из его учения и постоянно совершают дуа за этого удивительного раба Аллаха.

Социальные комментарии Cackle