• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Личность Ш.Марджани в оценке современников

Время чтения: 3 мин
3681

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Автор одного из очерков Хасан-Гата Мухамметович Габяши (1863-1936) - выдающийся релиогиозный и общественный деятель, богослов, ученый-тюрколог. В свое время трижды избирался членом Оренбургского магометанского духовного собрания и исполнял обязанности кадия. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Муфассал тарих каум тюрки» («Подробная история тюркских народов»). Вот как Х-Г.Габяши оценивает личность и труды Марджани.

Islam-Today предлагает читателям этот очерк

Милостью Аллаха Марджани, как нам известно, родился в селе Ябынчи, что в 12-15 верстах от нашей деревни, а детство его прошло в селе Ташкичу. Затем он служил имамом в своем селе, а потом был приглашен в Казань. Так что имя Шихаб хазрата, а затем Марджани у меня на слуху с юности. Мой дед Габаш хазрат, да и мой родной отец Мухаммад хазрат хорошо знали Марджани и много общались с ним, беседовали на богословские темы, обращались к нему за разъяснением некоторых сложных вопросов Шариата. Они признавали его ученость и глубокие познания, отстаивали его взгляды во время обмена мнениями с местными имамами. Мои близкие высказывали желание, чтобы я получал образование в медресе, которое было под началом Марджани. Однако бытовало мнение, что Марджани позволяет своим шакирдам некоторые вольности и послабления, а потому  я был определен в медресе при Азимовской мечети Казани к не менее знаменитому му’аллиму Габдулвали хазрату, который весьма строго относился к вопросам нравственности учащихся.

В период обучения я квартировал у своего родственника Габдулвали сына Халилуллы, известного мастера по пошиву головных уборов. Последний души не чаял в хазрати Марджани. А потому богослов был частым гостем в доме моего родственника и не стесняясь подолгу с удовольствием беседовал и дискутировал с хозяином по вопросам религии. Меня лично поражало в Марджани все, начиная с его крупной богатырской  фигуры, замечательной внешности, красоты и обаяния, великолепных одеяний и их безукоризненной чистоты и свежести, до разносторонности его познаний и умственных способностей, а также отличной упряжи и коляски, запряженной парой гнедых иноходцев. По причине своей молодости я еще не мог вполне трезво оценивать всю глубину его взглядов и идей.

К тому же влияние моего учебного заведения – медресе и окружающей среды, следует заметить, бытовавшее в ту пору общественное мнение в Казани, вкупе с различными высказываниями улемов о богослове и его деятельности резко контрастировали с тем, что я слышал из уст своих близких. Все его труды, в том числе такие книги как «Назуре», «Хашийяи Марджани», «Мукаддамату вафийя» и другие сочинения, а в особенности его преподавательская деятельность во вновь открытой учительской школе никоим образом не могли встретить одобрения среди казанцев того времени. Потому что все это противоречило и шло вразрез с главным правилом той эпохи «пусть все течет по тому же руслу и ничего не меняется». Таким образом, вокруг фигуры самого ученого было множество кривотолков, недосказанного и  сомнений.

И вполне, естественно, в силу своей незрелости я долгое время пребывал в замешательстве. Так продолжалось до тех пор, пока во мне не созрело умение самостоятельно вырабатывать мнение, мыслить независимо. Однажды, приехав домой, я поделился своими наблюдениями с отцом, рассказал ему, как неоднозначно воспринимают его взгляды. Покойный отец высказал мне мысль о том, что «надо быть весьма осторожным в вынесении хукмов о том, чего не знаешь».

Затем он вручил мне книгу «Назуратель-хак» с дарственной надписью самого Шигабутдина хазрата и сказал: «Познакомься с этой книгой и попытайся осмыслить ее, после чего поймешь истинность всех высказываний об ученом». Эти слова произвели на меня глубокое впечатление, отложив все, я начал читать данную книгу. Затем я познакомился с брошюрой, которая была написана в качестве отклика на те критические замечания, которые высказывались по поводу его первой книги. Последняя вносила ясность во взглядах тех, кто подобно мне пребывал в плену сомнений. К тому времени поползли слухи о том, что от него стали уходить некоторые шакирды, которые в силу своего невежества и недопонимания сути идей богослова избрали более легкий путь обучения.

С книгой «Марджани» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle