• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Саид хазрат Шагавиев: «Для татарских богословов авторитет Абу Ханифы непререкаем»

Время чтения: 4 мин
2460

Богословие, в широком смысле этого слова, у татар XIX – нач. XX веков продолжало традиции средневековья, но с другой стороны, благодаря реформаторским веяниям, обсуждались новые вопросы, ранее не затронутые.

Особое внимание уделялось богословско-правовой школе ханафитов. Для татарских богословов, независимо от принадлежности к лагерям кадимистов или джадидистов, было аксиомой, что авторитет Абу Ханифы непререкаем.

Для одних это было традицией, для других констатацией факта соответствия его идей Корану и сунне. Так как татарские богословы были ханафитами, большинство их работ в области теологии и фикха были описанием ханафитской религиозно-правовой школы. Поэтому больше всего в их книгах говорится об этом мазхабе, и, соответственно, чаще всего они считают свой толк наиболее верным из других.

На этом фоне особо выделился Муса Бигиев со своими неординарными идеями в области богословской мысли. Но даже после этого, в одном из своих арабоязычных трудов «ал-Вашиа», Бигиев открывается для нас в новом свете, т.е. как защитник суннизма от шиитских воззрений, удивляя своим глубоким изучением толка имамитов-шиитов.

Главным и типичным представителем богословско-философской мысли того периода являлся Ш. Марджани.

Краткая биография Марджани - как открылись его уникальные способности

Его религиозное мировоззрение сложилось под влиянием классического бухарского мусульманского образования того времени и чтения в библиотеках Бухары и Самарканда известных трудов мусульманского Востока.

Помимо этого он стал частью суфийской традиции ордена накшабандиййа, получив разрешение на духовное воспитание учеников от авторитетных шейхов, ведущих свои духовные цепочки к Пророку Мухаммаду.

Несмотря на реформаторские взгляды в религиозных вопросах, татарский мыслитель во всех своих произведниях заявлял о правоверии ханафитского вероучения и доказывал правоту этого мазхаба.

Все произведения Марджани написаны на арабском языке, не считая нескольких книг на татарском языке. Около половины трудов посвящены богословской тематике, остальные – истории, литературе и языку.

Всего, по нашим сведениям, Ш. Марджани написал 18 богословских трудов. Многие из трудов были напечатаны в Казани, маленькая часть из них хранится в рукописном виде. Эти произведения были условно разделены на несколько групп:

  • вероучение;
  • исламское право;
  • коранические науки;
  • нравственность и мораль, проповеди.
Шигабутдин Марджани и священный Рамадан: важные факты из жизни ученого
Всевышний сделал начало и конец месяца Рамадан зависимыми от увиденной новой луны не потому, что начала месяца невозможно определить без этого, а для того, чтобы показать людям легкий способ.
21.04.2021
2590

Вопросы, которые затронул Марджани в своих богословских трудах, были актуальными для его эпохи. Круг интересов Марджани в сфере богословия был широким.

Арабский язык, по замыслу Марджани, его произведений должен был сделать их доступными для всего исламского мира. Богословское наследие татарского мыслителя широкое по тематике и открывает нам его личность с разных сторон.

В первую очередь, сочинения этого ученого представляют интерес для современных татар-мусульман, так как проблемы, над которыми работал их знаменитый предшественник, могут оказаться актуальными для возрождающегося ислама в Татарстане.

Следует также заметить, что Муса Джарулла, будучи в Индии и встретив там представителей новой секты коранитов, написал труд «Китаб ас-сунна», и таким образом выступил в защиту суннизма уже от воззрений коранитов, приведя против них сильные доводы на основе Корана и хадисов для его эпохи.

Неизвестные стороны Шигабутдина Марджани
Экономия и щепетильная бережливость... Щедрость, трепетное отношение к знаниям и ученым. Что нового можно узнать о великом богослове Шигабутдине Марджани?
09.03.2021
3157

Шагавиев Дамир «Татарская богословская мысль XIX - нач. XX вв.

и Шихабуддин Марджани»

Социальные комментарии Cackle