Кто был первым каллиграфом во времена Пророка ﷺ?
С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
«Если кто-то, независимо от того, умеет он читать или нет, видит красиво выведенные строки, он получает наслаждение от одного их только вида» (Кади Ахмад).
Красота и величие каллиграфии впечатляют. Богатая по смыслу, абстрактная по композиции, каллиграфия не знает языковых или национальных преград. Арабская каллиграфия – «Аль-Хатту-аль-Араби», «Хатты Араби» или просто «Хат» – берет свое начало с первых аятов Корана.
Первые аяты записывались таким стилем, как «Ма’кыли» – «معقلى». «Ма’кыли» основывался на строго геометрических формах, чертился с помощью геометрических инструментов. Наряду с ним существовали почерки, имеющие округленные очертания.
Первым мастером письма стал сподвижник пророка Мухаммада (ﷺ) – Али ибн Абу-Талиб (р.а.). Он же изобрел почерк «Куфи». Письмо Али (р.а.) пророк Мухаммад (ﷺ) назвал «половиной знания».
Али ибн Абу Талиб (р.а.) первым систематизировал и усовершенствовал ранние виды арабских почерков. Систематизированный им стиль, называемый «Макки» или «Мадани» стал впоследствии называться – «Куфи» по имени города Куфа, куда стекались переписчики Корана. Этот стиль исполнялся посредством тростникового пера, основываясь на правилах геометрии в сочетании с орнаментом.
Совершенствование и развитие арабской каллиграфии происходило вплоть до 19 века. Уже через короткое время своего развития арабская каллиграфия достигла уровня сложнейшей науки, наряду с геометрией и математикой. В Османском халифате заниматься этим было привилегией султанов и придворных.
Ибн Мукла – придворный каллиграф трех аббасидских халифов, основываясь на геометрических принципах, закономерностях и алгоритмах разработал самый совершенный каллиграфический стиль – «Сульс», ввел геометрическое правило окружности, теорию буквы – «Алиф». Позже ввели и единицу измерения – «точку» – для измерения гибких форм и размеров.
Известный ученый в области классической каллиграфии – Аль-Муста’сымит говорит: «Каллиграфия есть – духовная геометрия, проявляемая телесными (материальными) инструментами».
Искусство арабской каллиграфии у татар развивается в IX-Х веке среди тюркоязычных племен и народностей, проживавших в Среднем Поволжье. С принятием ислама происходит формирование письменности и культуры, основанной на арабской графике.
Булгары-татары строили красивые дворцы, мечети и караван-сараи, обложенные изнутри и снаружи глазурованной керамикой. Часто эти стены украшались надписями с именами Аллаха, пророка Мухаммада (ﷺ) и его сподвижников (р.а.), а также кораническими аятами, сделанными руками пришлых мастеров из Средней Азии, Ирака и Ирана.
В XIX веке случилось два значимых события, оказавших влияние на все дальнейшее развитие культуры татарского народа, в частности, на формирование профессионального искусства татарских шамаилей (каллиграфических картин): в Казани появляются первые типографии и открывается университет.
В 1843 году в университетах был введен курс арабской каллиграфии, где преподавал известный татарский каллиграф Али Махмудов. С его именем связано возрождение профессиональной школы каллиграфии в Республики Татарстан.
Арабская каллиграфия воплощается в различных стилях, которые развивались веками, в определенные формы. Каждый стиль имеет отличительные формы и характер и создавался с определенной целью. Некоторые из них использовались для написания Корана, другие – для официальных документов.
Арабская каллиграфия – это опыт и наследие наших предшественников, самым прекрасным образом воплотивших в форму свою любовь к исламу, колориту татарской культуры и самобытности.
Автор: Эльвира Садрутдинова