• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ислам как стержень народной культуры в Казанском ханстве

Время чтения: 3 мин
926

В ведении духовенства были также школы (мектебе и медресе). Сохранились данные о существовании в Казани при Соборной мечети большого медресе и библиотеки, которыми в 1552 году руководил Кул-Шариф. Также существовала развитая система мусульманского образования от начальных школ (мектебы) до высших школ (медресе). Этой системой обучения основам грамоты и законоведения была покрыта вся территория ханства.

Казанское ханство было страной развитой культуры. Благодаря системе мусульманского образования, население страны обучалось грамоте и основам религии. Сохранились сведения о наличии при медресе богатых библиотек и школ переписчиков – каллиграфов.

Как и в предшествующее время развивалась татарская литература, опиравшаяся на достижения тюркской литературы Улуса Джучи. До нашего времени сохранились поэмы поэта-гуманиста Мухаммедъяра «Тухфаи мардан» («Дар мужей», 1540) и «Нури содур» («Свет сердец», 1541), поэма воина-суфия Шерефи Хаджитархани «Зафер-наме-и вилайет-и Казан» («Книга побед Казанского государства»,1550), а также отдельные стихи и отрывки поэтов Эмми-Камала, Мухаммад-Амина, Гарифбека.

Существовала и государственная историография, сохранившаяся в генеалогиях и фольклорной традиции. Кроме этих широко известных фактов об интеллектуальной жизни в городе говорят и другие данные. Например, в послании крымского хана Саадат-Гирея московскому великому князю (1526 г.) содержится просьба «об отпуске в Казань к Сафа-Гирею Усеин сеита для взятия там некоторых книг», а в 1549 г. казанские беки направили к султану Сулейману I посольство с просьбой прислать на казанский трон султана Давлет-Гирея и отправили при этом в качестве подарка оттоманскому султану книгу на персидском языке, которая, как полагают исследователи, являлась трудом Закарии ал-Казвини «Аджаиб ал-махлукат ва гараиб ал мауджудат» (Чудеса творения). Иными словами, книжная культура и литература в Казанском ханстве развивались в традициях тюрко-мусульманской цивилизации.

Формируется также и народное искусство – фольклор, музыка, декоративно-прикладное искусство и т.д. Наряду с такими жанрами, как сказки, легенды и предания, широкое распространение получил жанр исторической песни – баит, а также эпические произведения – дастаны «Сак-Сок», «Идегей», «Чура-батыр» и др.

Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство, отразившееся, в частности, в ажурных женских украшениях, расписанном оружии и надгробных памятниках с эпитафиями, покрытыми растительным орнаментом.

Как татары стали реформаторами ислама?

Великолепные образцы народного изобразительного творчества сохранились в отдельных ювелирных, а также бытовых изделиях, например, известны бронзовые и серебряные кувшины и чаши с гравированным и чеканным орнаментом.

Интересным вещественным источником является так называемая «казанская шапка» Ивана Грозного из чеканного золота с самоцветами и опушкой из драгоценного меха, хранящаяся в музее Московской Оружейной палаты и, очевидно, изготовленная московскими ювелирами по образцу казанской ханской короны.

Традиции предшествующего периода продолжали развивать мастера резьбы по камню. Во многих местах Заказанья до сих пор сохранились великолепные образцы белокаменных надгробий, покрытых арабографическими эпитафийными надписями и затейливыми орнаментами.

Культура периода Казанского ханства продолжала дальнейшее развитие традиций, выработанных в период Улуса Джучи, обогащенная новыми веяниями со стороны Средней Азии, Ближнего Востока, Египта и Руси, она стала связующим звеном между татарской средневековой культурой и культурой татар Нового времени.

Ислам в средневековой истории Волго-Уральского региона сыграл важную, определяющую роль. Со времени проникновения в VIII–IX вв. в среду тюрок и до широкого распространения ислама, ставшего культурной и политической основой татарских государств Поволжья, ислам прошел значительный путь – от небольшого регионального центра мусульманской цивилизации, которым стало Булгарское государство в начале X в., до целого созвездия тюрко-татарских государств Евразии.

За этот период роль ислама стала решающей, причем не только на уровне государственных институтов, дворцовых ведомств и феодального слоя, но и на низовом, народном уровне. За эти шесть веков ислам превратился в стержень народной культуры, когда традиционные верования и представления постепенно переходили в наследие предков, сохраняя его цивилизационные и интеграционные традиции.

"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина

Социальные комментарии Cackle