• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Какое сооружение стало самым первым вакфом в исламе?

Время чтения: 7 мин
6240

В мусульманской традиции принято считать, что первым религиозным вакуфом для людей была Кааба, построенная пророком Ибрахимом (библейская Авраамом) в Мекке, которая и по настоящее время называется в Аравии «вакуфом друга Бога», на что указывает Священный Коран: «Поистине, первый дом, который установлен для людей, - тот, который в Бекке, - благословенен…» (сура «Али Имран», 3/96).

Одним из первых религиозных вакуфов в исламе была мечеть Куба, которая была основана Пророком (мир ему ) во время нахождения в селении Куба на пути переселения (хиджры) в Медину:

«… мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня…» (сура «Ат-Тауба», 9/108).

В Куба Пророк (мир ему) остановился в доме Кульсум ибн аль-Хидама (по другим же сообщениям, он остановился у Сагда ибн Хайсама) и прожил там четыре дня, основав за это время мечеть и успев совершить там несколько намазов. Следующим вакуфом считается мечеть Пророка (мир ему) в Медине.

Первый известный в исламе вакуф, получаемый доход от которого направлялся на благотворительность, это вакуф Пророка (мир ему), состоящий из 7 пальмовых садов, который был самым огромным в Медине. Прежде сады принадлежали еврею по имени Мухайрик, очень любившему Пророка (мир ему).

Мухайрик участвовал в битве при Ухуд, но перед сражением он сделал заявление, что если будет убит, то все свое имущество завещает Пророку Мухаммаду (мир ему). После его гибели 7 пальмовых садов перешли к Пророку (мир ему), которые он пожертвовал в качестве милостыни, т.е. как вакуф.

В книгах по истории упоминается об учреждении в виде вакуфа колодца «Рума» ‘Усманом бин Аффаном на благо мусульман. На северо-западе Медины, на расстоянии примерно 5 км от мечети Пророка (мир ему) в районе «Вади аль-Акик» был расположен сад с колодцем, который сегодня известен как колодец ‘Усман (мир ему), а во времена Пророка (мир ему) назывался «биру Рума».

(История этого колодца напрямую связана с событиями переселения (хиджры) и последующими годами, когда наряду с ростом города и его населения возросла нужда в новых источниках воды. Когда ‘Усман совершил переселение (хиджру) в Медину, он узнал, что мусульмане испытывают затруднения с водой. Вода во всех колодцах Медины была горькой и соленой. И лишь в колодце Рума, принадлежавшем одному иудею, вода была пресной и приятной на вкус.

Иудей добывал средства к существованию, продавая воду из этого колодца. Посланник Аллаха (мир ему) просил хозяина позволить людям пить из него бесплатно, обещав, что в награду он получит колодец в Раю. Но тот отказался, мотивируя это тем, что он и его дети живут за счёт этого колодца.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему) обратился к мусульманам со словами:

«Кто желает выкупить колодец Рума, чтобы удостоиться в Раю более благословенного источника, чем этот, при условии, что все мусульмане будут иметь равные права на пользование этим колодцем?»

Благородный ‘Усман пожелал немедленно купить этот колодец, однако иудей отказался от его предложения. В конце концов, ‘Усман добился того, чтобы выкупить половину доли этого колодца, то есть теперь иудеи и мусульмане могли пользоваться им через день. Позднее он выкупил весь колодец.

Посланник Аллаха спросил у благородного ‘Усмана: «Не передашь ли ты в дар людям этот колодец, чтобы они были обеспечены водой?» И тогда он, приняв предложение Пророка (мир ему), отдал его во всеобщее пользование (вакуф).

Таким образом, благодаря милости и щедрости благородного ‘Усмана мусульмане Медины избавились от трудностей с водой. Согласно преданию, ‘Усман, проявляя величайшую скромность, как и все, вставал в очередь за водой из колодца, который сам выкупил и пожертвовал для нужд людей.

По другому преданию, это проявление беспримерной щедрости благородного ‘Усмана стало причиной ниспослания следующих аятов Корана: «(В тот день праведникам будет сказано): «О душа, обретшая покой! Вернись к Господу своему снискавшей радость и довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой рай!» (сура «Аль – Фаджр», 12 89/27-30). Этот колодец сохранился как историческая достопримечательность, но иссяк.

Позже его стены отстроили и многое изменили. Язид бин Харун передает от Хамида, а он передает от Анаса, который сказал: «Были ниспосланы нижеследующие аяты: «Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, Аллах про это знает» (сура «Али Имран», 3/92). «Кто даст Аллаху хороший заем, дабы Он увеличил ему во много раз? Аллах сжимает и щедро дает, и к Нему вы будете возвращены!» (сура «Аль Бакара», 2/245).

После их ниспослания Абу Тальха пришел к Пророку (мир ему) и сказал: «О Посланник Аллаха! Мой сад, находящийся в таком-то месте, я жертвую ради Всевышнего Аллаха. Могу ли я держать в тайне то, о чем объявил? Пророк (мир ему) сказал: «Определи его для своих родственников».

Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что ‘Умару, да будет доволен им Всевышний Аллах, достались земли в Хайбаре, после чего он явился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, за советом по этому поводу.

Он сказал: «О Посланник Аллаха! Мне достались земли в Хайбаре, и они являются самым ценным из всего, чем я когда-либо владел». Он сказал: «Если хочешь, ты можешь завещать эти земли в качестве вакфа и раздавать их урожай в качестве милостыни».

Тогда ‘Умар, да будет доволен им всевышний Аллах, отдал эти земли в качестве пожертвования и завещал, что они не могут быть проданы, унаследованы или подарены, и что их урожай может быть распределен между нуждающимися и родственниками, а также израсходован для освобождения рабов, осуществления необходимых мероприятий на пути Аллаха, обеспечения путников и угощения гостей, а что касается распорядителя этого имущества, то он также имел права отведать урожай, не преступая разумных пределов, или накормить своего друга, но не имел права сохранять даже часть урожая для удовлетворения собственных нужд. 

Хадис, переданный со слов Ибн ‘Умара. При жизни Посланника Аллаха (мир ему), ‘Умар пожертвовал в качестве милостыни свою пальмовую рощу, которая называлась Самг. (Прежде чем сделать это) ‘Умар сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть имущество, которое дорого мне, и я хочу пожертвовать его в качестве милостыни». (На это) Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Отдавай, (но с таким условием, чтобы) его основу нельзя было ни продать, ни подарить, ни оставить в наследство, (что же касается) фиников, то их можно будет раздавать». И ‘Умар пожертвовал (эту рощу, чтобы доходы с неё использовались) на пути Аллаха, (а именно) − на (освобождение) рабов, на (помощь) неимущим и приём гостей (а также) на (поддержку) путников и родственников. Нет никакого греха в том, что управляющий всеми этими делами будет и сам питаться за счёт этого в разумных пределах или кормить своих друзей, если только он не стремится к обогащению за счёт этого.

В этих двух хадисах речь идет об одном: о земле Хайбар, на котором росла пальмовая роща по имени «Самг». Умар этот учрежденный вакуф записал только во время своего правления.

Джабир бин Абдуллах сказал: «После того как Умар бин аль-Хаттаб записал свою милостыню (вакуф) во время своего правления, он призвав некоторое количество мухаджиров и ансаров, привел им это, и они ему засвидетельствовали. После этого данное известие распространилось. И я не знаю никого из обладавших имуществом мухаджиров и ансаров, кто бы не учредил из этого имущества в виде благотворительности на вечные времена, и она не подлежала ни продаже, ни дарению и не переходила по наследству».

Абдулла бин Гамир бин Рабига сказал: «Я был свидетелем записи Умара во время его учреждения вакуфа… И я видел, как он самолично делил финики пальмовой рощи «Самг» в год его кончины. И он не переставал управлять своим вакуфом вплоть до кончины, после этого он перешел к Хафса р.а.».

Али бин Абу Талиб пожертвовал свою землю под названием «Йанба’» в пользу бедняков и нуждающихся, сражающихся на пути Аллаха и путешественников, урожай фиников которого во времена Али достиг тысячи нагруженных верблюдов.

Также среди сподвижников учредителями вакуфа были Мугаз бин Джабаль, Зайд бин Сабит, Гайша и ее сестра Асма бинт Абу Бакр, Сагд бин Аби Ваккас, Халид бин аль-Валид, Джабир бин Абдулла, Сагд бин Гибада, Гукъба бин Гамир, Абдулла бин аль-Зубайр и другие.

И это было среди них подобно соревнованию на пути благодеяний (совершения добрых дел, благотворительности), следуя словам Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это – доброе дело, которое продолжается (и после его смерти); знания, которые приносят пользу людям; и праведный сын, который молится за него». Этот хадис передал Муслим.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle