Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как выглядели татарские девушки в начале XX века?

Время чтения: 7 мин
4435

Как выглядели татарские девушки в начале XX века?

Калфак, расшитое платье и красивый жакет; широкая туникообразная рубаха и свободные штаны; европейское платье и небольшие аксессуары в татарском стиле – какими были татарские девушки в начале XX века? Что внесла в татарский традиционный костюм всепоглощающая европейская мода? А что от него осталось нам сегодня? Об этих вопросах и тонкостях различия головных уборов казанских татарок и мишарей нам рассказала Дина Гатина-Шафикова, научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

С каждым годом всё чаще на улочках Казани и всего Татарстана можно встретить девушек, приколовших себе на голову миниатюрный калфак, с брошкой в форме тюльпана на лацкане жакета. Всё больше современных дизайнеров начинает браться за воплощение национального колорита в современных реалиях мира моды. Однако прежде чем с полной уверенностью заявлять, что вышитый золотными нитями жакет и приталенное платье в пол – традиционный татарский костюм, нужно понять, каким же он был раньше и как он изменился с течением времени и взаимовлиянием различных культур.

Туникообразная рубаха и штаны широким шагом: домоткань или х/б?

- Что вообще представляет собой женский татарский костюм? Это туникообразная рубаха, которая изначально шилась из домоткани. Стоит отметить, что у такой ткани была определённая ширина полотна, соответствующая ткацкому станку. Для изготовления рубахи бралось полотно, перегибалось на две части, в месте сгиба оставляли разрез для головы, а по бокам добавлялись дополнительные вставки, для формирования туникообразного силуэта. Ни пройм, ни выточек не было – просто кусок ткани. Рукава пришивались отдельно. Для того, чтобы была возможность двигать руками, снизу вшивались ластовицы (небольшой треугольничек). Сама ширина ткани – не более 60-70 см. Наиболее ранний вариант туникообразной рубахи – с удлинённым остовом, а уже более поздняя модификация – укороченный остов с пришитым снизу воланом. Причём воланы и оборки могли быть в несколько рядов. С дальнейшим изменением рубахи уменьшается и остов – становится чуть ниже талии, а чуть выше талии пришивался ещё один волан.

Корнеев Е.М. «Татарка казанская» «Femme tartare de Cazan» 1812г.

Корнеев Е.М. «Татарка казанская» «Femme tartare de Cazan» 1812г.

Стоит отметить, что туникообразная рубаха была характерна не только для татар, но для всех тюркских народов с различными интерпретациями. Помимо рубахи составляющей костюма были штаны широким шагом. В наше время также шьют штаны по типу шароваров, однако штаны широким шагом, как правило, сейчас не встречаются.

- Нужно отталкиваться от того факта, что это была домоткань. По форме штаны напоминали букву «П». Наиболее широкая часть в центре. Характерно, что от её величины зависело то, насколько свободными будут сами штаны. Центральная часть в ширину могла достигать одного метра. По бокам пришивались штанины с прямоугольными вставками, которые позволяли в них ходить. Такие штаны присутствовали в сельском костюмном комплексе вплоть до конца XIX – начала XX века. Если изначально одежда шилась из домоткани, то уже в XIX веке большая часть татарского населения уже использовала хлопчатобумажную ткань. При этом нельзя обойти стороной момент, что в сельской местности свадебные штаны жениха по-прежнему оставались из домоткани.

Какого же цвета была это ткань? Она была как однотонной, так и пестрядинной (полосатой или в клетку). Чаще всего окрашивалась в синий или кирпично-красный цвет. Вариация клетки могла колебаться от мелкой до более широкой. Стоит отметить, что среди казанских татар широкое использование домотканого полотна не сохранилось до XIX века, поскольку стало гораздо проще покупать фабричное. Хотя для зажиточных слоёв населения, ещё с периода Казанского ханства, в связи с развитием торговых связей со Средней Азией (а через неё и с Персией), были доступны различные шёлковые, бархатные ткани. Поэтому высшее сословие предпочитало использовать дорогие покупные ткани, а сельское население старалось не отставать, но в связи с дороговизной, лишь во время праздников. В обиходе продолжала использоваться домоткань. Однако развитие фабричного производства, появление хлопчатобумажных тканей приводит к тому, что уже к концу XIX века домоткань выходит из повседневного обихода татар.

Корнеев Е.М. «Татарской Агун» «Agoun Tartare» 1812г.

Корнеев Е.М. «Татарской Агун» «Agoun Tartare» 1812г.

«XIX века – идеальный вариант для изучения татарского костюма»

- Основная часть татарского костюма – рубаха и штаны, а вот вариации могли быть абсолютно разными и проявлялись в самом декоре, в используемых нагрудниках, в украшениях. К примеру, говоря о нагрудниках, которые прикрывали нагрудный вырез у рубахи, нужно обозначить, что они были двух типов – нижний нагрудник (кукрекче), который был ближе к телу, и внешний нагрудник (изю), который богато декорированый и выступавший больше в качестве украшения. Если говорить о казанских татарах, то для них характерно декорирование нагрудника различными позументными, бархатными, шёлковыми лентами; гораздо реже использовалась вышивка тамбурным швом, да и то только для декорирования нижнего нагрудника. А вот для мишарей было свойственно использование вышивки гладью и крестиком. Это можно увидеть и ознакомившись с музейными коллекциями. Если нагрудник вышит гладью, используются золотные нити, то сразу можно смело относить его к мишарям.

Говоря об истории и дальнейшем развитии татарского традиционного костюмного комплекса, надо понимать, что все элементы были простыми, из которых можно было что-то придумать, как-то их обыграть, усовершенствовать. Однако ни один костюм не обходится без трансформаций, без влияний на него из вне как соседних народов, так и других стран.

- Более классический вариант изучения татарского костюма для этнографа – это XIX век, период образования нации. Однако уже в летописях, записках иностранных путешественников, рисунках рукописей, датируемых XV-XVI веками, можно обнаружить иллюстративные материалы по тем народам, которые проживали на территории Волго-Уральского региона. В таких материалах часто отображались наряды местных жителей. Первые, хоть и достаточно скудные и отрывистые сведения по одежде татар и их предков можно встретиться в русских летописях. К примеру, в Лицевом летописном своде, созданном во 2-й половине XVI века по распоряжению царя Иоанна IV, было дано изложение всемирной истории от сотворения мира до XV века и русской истории до 1567 года. Свод состоит из различных рисунков-миниатюр (пейзажного, исторического, батального и бытового жанров), не только иллюстрирующих текст, но и его дополняющих. Рисунки показывают, как выглядела в описанный период одежда, воинские и церковные облачения, оружие, предметы быта. А в последнем, 10, томе «Царственной книги» (Государственный исторический музей) изложена отечественная история за 1533-1553 года, с описанием завоевания Казанского ханства. В миниатюрах книги представлена одежда жителей и защитников города. К сожалению, работа над томом была не завершена – миниатюры последней части выполнены чернилами и не раскрашены.

Гун К.Ф. «Татарки Казанской губернии», 24.08.1862г., д.Бердебяковы Челны, Казанская губерния

Гун К.Ф. «Татарки Казанской губернии», 24.08.1862г., д.Бердебяковы Челны, Казанская губерния

Именно там мы встречаем первые описания костюмного комплекса.

- А уже со второй половины XIX века начинается активное влияние как русской, так и европейской моды. Если изначально речь шла о туникообразной рубахе, то, говоря о конце XIX века, к татарам приходит мода на турнюр. Это такая небольшая подушечка сзади, которая придаёт объём. Таким образом, задняя часть платья становится немного длиннее. Для городской культуры это становится последним писком моды. Но стоит заметить, что, несмотря на влияние русской и европейской моды, платья, рубаха были у татар всё-таки более свободного кроя. Силуэтный образ приходит в татарский костюм в 20-ые годы XX века.

При анализе татарского традиционного костюма нужно особое внимание уделять градации на городскую и сельскую культуру.

- Сами изменения в обществе, в традиционном укладе уже ярко прослеживались, активно обсуждались в прессе, в том числе в юмористических журналах, где через жёсткий юмор передавались существующие проблемы.

Продолжение следует…

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle