• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как выходец из Средней Азии стал любимым учителем финских татар

Время чтения: 4 мин
4781

Начало: Как в финском городе Тампере татары сохранили свой язык, религию и культуру?

В прошлой нашей статье мы рассказали, как татары города Тампере решили сохранять свой язык, религию и культуру. А также о первом учителе и имаме общины Аляутдине Аббасове. После вынужденного отъезда Аляутдина Аббасова из Тампере на родину, община пригласила к себе нового муллу-педагога – Гибадуллу Муртазина (1895-1968).

Известно, что Гибадулла Муртазин родился в Средней Азии в зажиточной татарской семье. В поисках знаний юный Гибадулла принял решение отправиться в дальний путь, а именно в Сарапульский уезд Вятской губернии, где находилось знаменитое Иж-Бубинское медресе (ныне село Иж-Буби относится к Агрызскому району республики Татарстан).

В то время из-за своих передовых новометодных подходов в обучении Иж-Бубинское медресе всячески подвергалось критике со стороны консервативных татарских кругов. Существование медресе также вызывало недовольство и опасение со стороны российских имперских властей. Потому что они не желали быстрого прогрессивного развития своих мусульманских подданных.

В итоге в 1911 году власти обвинили преподавателей медресе в распространении антироссийских идей и панисламизме. После большого погрома медресе было закрыто, а его преподаватели арестованы. Эти события вынудили Гибадуллу Муртазина переехать в Казань. Здесь он продолжил свое обучение, а через некоторое время начал сам преподавать.

Во время Первой мировой войны Г. Муртазин был мобилизован в российскую армию. Сначала его направили в Уфу для обучения новобранцев. А затем он был отправлен на фронт в Прибалтику, где в ходе тяжелых боев попал в плен к немцам. Немцы отправили его в лагерь для военнопленных в Дании. В это время в Берлине находился Галимджан Идриси, который занимался обустройством военнопленных мусульман из Российской империи.

Во время войны Германия создала специальные лагеря для мусульман. Самыми известными из них являлись лагерь “Полумесяца” и Вайнбергский лагерь. По ходатайству Галимджана Идриси  военнопленных мусульман из Дании перевели в эти лагеря под Берлином. В дальнейшем Идриси сыграл важную роль в судьбе военнопленных: часть из них вернулась на родину, часть переселилась в Турцию, а часть осталась в Германии.

Сначала Гибадулла Муртазин устроился в берлинскую типографию, издававшую Священный Коран. Когда Галимджану Идриси стало известно о том, что татары в Тампере нуждаются в учителе и имаме, он посоветовал им Г. Муртазина. Таким образом в 1923 году Гибадулла Муртазин оказался в Тампере, где более 20 лет своей жизни посвятил просвещению местной татарской мусульманской общины. Сами татары Тампере называют этот период “золотой эпохой” общины, потому что бережно сохранялись исламские традиции, активно развивалась национальная культура. 

Гибадулла Муртазин имел богатый жизненный опыт, отличался прекрасными знаниями и был хорошим педагогом. Однако при необходимости мог быть довольно строгим. Из-за старой армейской закалки он любил во всем порядок и дисциплину. По его совету каждый год, после окончания учебы в вечерней школе, руководство общины проводило строгие выпускные экзамены для всех учеников. Когда община устраивала национальные вечера, ученики Муртазина всегда принимали активное участие: читали стихи, пели песни, показывали небольшие театрализованные сценки. 

Благодаря его руководству, с 1930 годов взрослыми членами общины был организован театральный кружок. Каждый год татарская община Тампере устраивала театральные вечера, на которые приглашались гости из со всей Финляндии и других стран. Во всех мероприятиях Гибадулла Муртазин отличался прекрасными организаторскими качествами. Он хорошо играл на скрипке, был замечательным оратором и мастером пера. Под псевдонимом Хабарчы (Репортер) он часто посылал в татарскую эмигрантскую газету Гаяза Исхаки “Милли юл” свои заметки о жизни местной общины.

Также хорошо он справлялся со своими религиозными обязанностям, однако отказался от предложения стать официальным имамом общины. После создания “Общества тюрков Тампере” он долгие годы был его руководителем. В 1941 году Гибадулла Муртазин переехал в Хельсинки, где продолжил преподавать татарский язык и основы ислама для детей местной общины. В 1947 году женился на Халиме Абдрахим. А в 1949 году стал главным преподавателем в национальной школе Хельсинки. Гибадулла Муртазин покинул этот мир в 1968 году.

19 мая 1986 года татарская община Тампере провела вечер памяти своего любимого учителя.

Продолжение следует...

Мухсин Нурулла

Использованные источники:

1.Baibulat Muazzez. Tampereen Islamilainen Seurakunta: juuret ja historia. Tampere İslamMahallesı: nigızı ve tarihı. The Tampere Islamic Congregation: the roots and history. Jyväskylä, 2004.

2. Беляев Рамил. Татарская диаспора Финляндии: вопросы интеграции и сохранения идентичности. Научная диссертация. Хельсинки, 2017.

3.Гилязов И.А., Гатауллина Л.Р. Российские солдаты-мусульмане в германском плену в годы Первой мировой войны (1914-1920). Казань, 2014.

Социальные комментарии Cackle