• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как строилась «вертикаль» власти в тюркском государстве?

Время чтения: 3 мин
3397

Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган  (1890-1970) в свое время  исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга  «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая  добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.

Islam-today предлагает вниманию читателей главы из указанной книги.

Булгары и мещеряки, которые ощущали на себе большое влияние финно-угорских народов, постепенно избавились от этого и под воздействием местных кипчакских и иных племен, стали  перенимать их язык. Часть хазар, исповедовавшая иудаизм, вела обособленный от основной массы тюрков образ жизни (в настоящее время их называют «караимами» и проживают они в Крыму), туркмены, а также тувинцы (уранхаи) с Алтая не покидали своих исконных территорий. Родственные туркменам сельджуки и турки-османы и во времена правления Чингисхана, и в период правления Тимура сохраняли враждебное отношение к татарским ханам и ко всей великой Тюркской империи. Именно поэтому они были обособлены от тюркских племен и не принимали участия в их жизни. Во времена владычества монголов строго  соблюдались давно устоявшиеся принципы государственного устройства и власти. Государство воспринималось как собственность, вотчина кагана и ханов. А потому все подданные государства должны были беспрекословно подчиняться каждому слову и приказу кагана и все, что имелось на территории державы, принадлежало кагану и управлялось под его началом.

Все ханы подразделялись на великого хана и младших ханов, и только великий хан именовался «каганом». Великий хан пребывал в единственном числе и владел всей властью над государством, а младшие ханы, их было несколько управляли отдельными территориями и при этом не смели выйти из-под власти великого хана, могущество которого не имело границ. Он был вправе распоряжаться всем и вся в своем государстве. Ему ничего не стоило отобрать часть людей какого-либо племени и переселить в другое место. Он мог призвать своих подданных на службу в свою армию, направить их на войну, казнить или миловать, призвать к себе и судить как ему заблагорассудится. Тем, кто посмеет воспротивиться его воле, грозила неминуемая смерть. А кто из подданных не был удовлетворен решением младших ханов, мог обратиться с жалобой к великому хану.

С давних пор тюрки и монголы управлялись по военному принципу. Распоряжения и указы ханов были краткими и не требовали детального и пространного обоснования. Насколько ханы были самостоятельны в государственных делах, но в делах управления и вынесении решений их функции были весьма ограничены. Их права были хорошо известны с давних времен и строились в соответствии с знаменитой «Ясой». Кроме того в управлении государством особая роль отводилась курултаям. На курултае решались важнейшие государственные вопросы и в нем принимали участие приближенные хана, нойоны, тарханы, беки и самые уважаемые люди, которые съезжались со всех концов страны. Курултай по обычаю проводился ежегодно и продолжался по нескольку дней.  Его чрезвычайные заседания, как правило, организовывались по случаю смерти и выборов нового хана, объявления войны или иных важных событий.

Курултаи проходили при стечении огромной массы людей и в торжественной обстановке. Решения, принимавшиеся на нем, исходили из интересов хана и его приближенных, однако, делегаты курултая могли принимать и решения, идущие вразрез с волей хана, а подчас разоблачающие самого правителя и его близких. Курултай даже мог признать виновным в чем-то хана, а если это происходило в четвертый раз, сместить правителя и заключить его вместе со всей семьей под стражу на всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому ханы стремились при всей полноте власти не переступать границы дозволенного и не нарушать канонов государства.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle