Как раньше мусульмане определяли начало священного месяца Рамадан
Марджани об установлении начала месяца Рамадан
Сегодня, после захода солнца мусульмане вступят в священный месяц Рамадан. В прежние времена установить начало месяца было непростой задачей, так как конец и начало месяца определялись по луне. Предлагаем вашему вниманию отрывок из сочинения по фикху «Хаккуль-магрифа» Шигабутдина Марджани, в которой богослов поднимает тему определения начала месяца Рамадан.
Марджани говорил: «Как только вы увидите новолуние месяца Рамадан соблюдение поста становится обязательным (фард). Для того чтобы считать месяц Рамадан начатым, необходимо свидетельство честного человека (мужчина, женщина, раб, свободный, заключенный, незаключенный — вне зависимости от положения), а для завершения месяца Рамадан при неясной погоде необходимо свидетельство, что видели новолуние месяца Шавваль двух честных и свободных мужчин или одного мужчины и двух женщин.
При ясной погоде, если нет свидетелей новолуния пришедших из далека или живущих на высокой местности, является обязательным свидетельство множества людей. Если нет точной информации о человеке, он относится к категории честных. Если человек известен нечестностью, то его слова не принимаются.
Если казый (судья) произнес: «Утверждено», «Я считаю это правильным», «Мне стало известно», то это становится обязательным. После этого никто не имеет права возразить, и все должны это исполнить.
Если нет возможности увидеть новолуние месяца Рамадан, месяц Шаабан должен быть 30-дневным, если новолуние Шавваля тоже невозможно увидеть, месяц Рамадан должен быть 30-дневным.
Важно знать: Как определить наступление Рамадана?
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Как только увидите новолуние месяца Рамадан, приступайте к посту. Если вы не смогли увидеть новолуние, то пусть месяц Шаабан будет 30-дневным».
Согласно Абу Дауду, Айша (р.а.) передала: «Посланник Аллаха ждал месяца Шаабан как никакие другие, а затем, если видел новолуние месяца Рамадан, держал пост. Если новой луны не было видно, то завершал его 30-м днем и начинал держать пост»…[]
Возможно, Всевышний сделал так чтобы люди определяли начало и конец поста по новолунию не из-за того, что начало нового месяца нельзя определить без луны, а для того, чтобы показать людям более легкий путь.
Потому что для большинства народа заниматься математическими расчетами является непростой задачей. Благородный Шариат велит делать так, чтобы понимало как можно больше народа, и чтобы было необременительно для всех мусульман».
Как видно из трактата Марджани и воспоминаний его современников, определение начала месяца поста порой превращалась в непростую задачу, особенно в непогоду, когда невозможно было увидеть луну. Но Марджани всегда руководствовался аятом Священного Корана:
«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Аль-Бакара, 185).
Марджани стал тесно общаться с учеными Казанского императорского университета. При университете имелась своя обсерватория, где постоянно наблюдали за небесными телами.
В последующем, для облегчения положения мусульман Марджани предложил определять начало и конец месяца Рамадан, опираясь на научные астрономические расчеты.
Заблуждения масс: как Марждани менял мировоззрение своих современников
Он говорил, что из-за того, что определение начала месяцев Рамадан и Шавваль после увиденной новой луны совершается с целью облегчения жизни людей, многие ошибочно считают, что это будто противоречит численному методу, однако вступать в противоречие не значит объявлять ложным. В доказательство Марджани приводил 12-й аят суры «Аль-Исра»:
«Мы сделали ночь и день знамениями. Мы погрузили во мрак знамение ночи, а знамение дня сделали светящимся, чтобы вы стремились к милости вашего Господа, могли вести летоисчисление и знали счет».
Сейчас мы придерживаемся принципов, заложенных Шигабутдином Марджани, и при определении начала месяца Рамадан опираемся на астрономические вычисления ученых.
По воспоминаниям близких, Шигабутдин хазрат с нетерпением ждал священного Рамадана, очень почитал этот месяц, и после завершения тосковал по нему. В один из дней священного месяца он обязательно собирал всех шакирдов медресе к себе домой на ифтар. Он не жалел денег для нуждающихся шакирдов и во время Рамадана мог давать им закят большой суммой денег.
Автор: Дамир Гайнутдинов