• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как определить наступление Рамадана?

Время чтения: 19 мин
13376

 

بسم الله الرحمن الرحيم

اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْ لَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ

صَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

صَلُّوا عَلَي شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

صَلُّوا عَلَي طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

Вопрос: Во многих странах мира наступление и завершение месяца Рамадан вычисляют задолго до того, как можно реально увидеть Луну. Как быть, если месяц еще не увиден, а по календарю, которому следует большинство постящихся, человек должен начать либо прекратить пост?
На вопрос отвечает муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин.

Ответ: При определении времени наступления месяца Рамадан основой является визуальное наблюдение, однако когда это не представляется возможным, тогда разрешено использовать астрономические расчеты.

Всевышний Аллах в Досточтимом Коране говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ. أَيَّاماً مَّعْدُودَاتٍ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ فَمَن تَطَوَّعَ خَيْراً فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُ وَأَن تَصُومُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ  . شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِيَ أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (сура «аль-Бакара», аят 183-185).

Ибн 'Умар (радыяллаху ‘анху)  говорит, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

عَنْعَبْدِاللَّهِبْنِعُمَرَرَضِىَاللهُعَنْهُمَاقَالَقَالَرَسُولُاللَّهِصلىاللهعليهوسلم  الشَّهْرُتِسْعٌوَعِشْرُونَفَإِذَارَأَيْتُمُالْهِلاَلَفَصُومُواوَإِذَارَأَيْتُمُوهُفَأَفْطِرُوافَإِنْغُمَّعَلَيْكُمْفَاقْدِرُوالَهُ (رواه مسلم). و في رواية للبخاري فَإنْ غُـمَّ عَلَيْكُـمْ فَصُومُوا ثَلَاثِينَ يَوْمًا

«Месяц (состоит) из двадцати девяти дней. Увидев молодой месяц, соблюдайте пост, увидев молодой месяц снова, разговляйтесь (празднуйте). Если вы не увидели молодого месяца, то определяйте его наступление»1. А в другом риваяте, который передал имам аль-Бухари говорится: «Держите пост 30 дней».

Как следует из этого хадиса, определение наступления и окончания месяца Рамадан основывается на визуальном наблюдении (руъят) молодого месяца. Однако имеются разногласия, включает ли упоминаемое в хадисах слово «руъят» в себя определение наступления месяца Рамадан посредством астрономических расчетов. Эти разногласия возникли в конце первого века хиджры, и продолжаются, по сей день2. Источником разногласий послужили толкования фразы «если вы не увидели молодого месяца, то определяйте его наступление».

По поводу того, можно ли доверять астрономическим расчетам или нет, ученые разделились на две группы.

Один из крупнейших ханафитских хадисоведов Бадруддин аль-'Айни являвшимся одним из авторитетнейших толкователей «Сахих аль-Бухари», в своей книге «'Умдатуль-Кари», перечислил тех ученых, которые говорили, что астрономическим расчетам можно доверять, назвав среди них: Мута’аррафа ибн 'Абдуллаха ибн аш-Шахира – из числа таби'инов, Абуль-'Аббаса ибн Сурейджа аль-Каффаля – из числа шафи'итов, ибн Кутейба – из числа мухаддисов3.

Существуют и другие мнения переданные от Абуль-'Аббаса ибн Сурейджа. Ибн аль-Хаджар в своей книге «Фатхуль-Бари» передает, что в соответствии с одним из риваятов, переданных этим человеком, приступать к соблюдению поста основываясь на астрономическом расчете, является ваджибом. В соответствии с другим переданным риваятом, это не является ваджибом, но является дозволенным4.

Такие люди, как Кады Абу Тайиб, Мухаммад ибн Мукатиль и Мухаммад ар-Рамли (рахматуллахи ‘аляйхи) говорили, что тем, кто уверен в правильности расчета, следует приступать к соблюдению поста, а также к празднованию его окончания, исходя из астрономических расчетов. Хотя, по мнению большинства ученых, астрономическим расчетам доверять нельзя.

Мухаммад Бахит в своей книге «Иршаду ахлиль-'ильм иля исбатиль-ахилля», передает от Кушайри следующее: «Если расчет делается, при отсутствии таких препятствий, как например, облака, и можно было увидеть молодой полумесяц глазами, то на основании этого расчета будет необходимо начинать и заканчивать пост. Так как для того, чтобы это решение стало установленным, реальное видение месяца не является условием. Например, в книгах по фикху рассматривается такой вопрос, если человек, находящийся в тюрьме, благодаря своим расчетам или благодаря каким-то иным причинам придет к заключению, что месяц предшествовавший Рамадану закончился, или что этот день, является днем месяца Рамадан, то ему необходимо будет соблюдать пост. Несмотря на то, что заключенный сам лично не видел месяц, или ему никто не сообщил о его наступлении, решение будет именно таким. В этом вопросе между учеными нет никаких разногласий».5

Один из факыхов шафи'итского мазхаба Шихабуддин Ахмад аль-Кальюби (умер 1069), в примечании передает от 'Аллямы аль-'Абади, следующее: «При наличии точного расчета, в условиях, когда невозможно увидеть месяц, слова правдивого человека, говорящего, что он видел месяц, не принимаются. Свидетельство этого человека отвергается». После того, как аль-Кальюби передал этот риваят, он сказал, что ситуация совершенно ясна, в этом случае нельзя начинать соблюдение поста, и что противодействие этому, является ни чем иным, как упрямством и высокомерием.6

Из всего вышесказанного становится ясно, что наряду с теми, кто не доверяет астрономическим расчетам, а их большинство, есть также и те, кто признает астрономический расчет наступления Рамадана. Они в свою очередь тоже разделились на две группы:

Первая - те, кто, признавая астрономический расчет, говорят, что действие в соответствии с ним является обязательным (ваджибом).

Вторая - те, кто, признавая астрономический расчет, говорят, что действие в соответствии с ним является разрешенным.

Большинство ученых ханафитского и других мазхабов, в своих книгах совершенно ясно разъяснили, что визуальное наблюдение за месяцем, касающееся наступления месяцев Рамадан, Шауваль и Зуль-хиджа, является ваджибом. Эти наблюдения производятся в конце месяца Ша'бан. Если молодой месяц будет виден, то приступают к посту месяца Рамадан. Если молодой месяц не будет виден, то к месяцу Ша'бан прибавляется тридцатый день. Таким же образом, если в конце Рамадана будет виден молодой месяц Шауваля, то празднуется Ураза-байрам, если молодой месяц не будет виден, то к Рамадану добавляют тридцатый день.

Эти ученые в вопросе наступления или окончания месяца, отдавали предпочтение визуальному наблюдению за молодым месяцем. Если же полумесяц не возможно было увидеть, они добавляли к проходящему месяцу тридцатый день.7

Свидетельство всего лишь одного человека в ясную погоду о появлении молодого месяца, по мнению ханафитских ученых, говорит о лжи этого человека, так как вероятность того, что в ясную погоду лицезрение месяца только одним лишь человеком, а все остальные люди местности не увидели его, равна нулю. В таком случае кадый (судья) не должен принимать его свидетельство. Об этом говорится в книге «Захирур-ривая».

Единственность этого человека, а также ясная погода, являются доказательством его лжи или совершенной ошибки. Если же погода пасмурная, то это не будет являться доказательством.

В том случае, если единственность этого человека не является доказательством его лжи, то есть погода не была ясная, тем самым вполне возможно, что молодой месяц появился, его увидел на короткое время один человек, но а потом месяц невозможно было увидеть другим людям, из-за плохой погоды, то в этом случае в соответствии с текстом «Захирур-ривая», сообщение о наступлении Рамадана будет принято.

Если утверждающих, что молодой месяц появился, несколько, то в этом случае по единогласному мнению, это сообщение принимается.8

Для принятия свидетельства одного человека о том, что он видел молодой месяц, по единогласному мнению ханафитских ученых, требуется наличие двух условий: исповедание Ислама и достижение половозрелого возраста. Однако в вопросе о том, должен ли этот человек обладать качеством честности и надежности ('адаля), имеются разногласия. В соответствии с книгой «Захирур-ривая», это является условием. По мнению лидера ханафитов Египта, великого правоведа и хадисоведа, автора известнейшего труда «акыда ат-Тахавия» имама ат-Тахави (рахматуллахи ‘аляйхи), это условием не является.

После упоминания этих двух мнений, Мухаммад Бахит аль-Мути, продолжает, говоря: «В действительности же между двумя этими мнениями нет разницы. Те, кто считает честность и надежность ('адаля) необходимым условием, подразумевают 'адаля в абсолютном значении. То есть человек, о котором неизвестно, что он является грешным нечестивцем (фасик), входит в эту категорию. Те же, кто не считает 'адаля необходимым условием, подразумевают истинный 'адаля. В соответствии с этим по всеобщему признанию, свидетельство нечестивца - фасика не принимается.

Ученые, не принимающие астрономический расчет, выдвигают три аргумента:

1. Шари'ат запрещает астрологию. В хадисе, переданном ибн 'Аббасом (радыяллаху ‘анху), говорится:

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم مَن اقْتَبَسَ عِلْمًا مِنَ النُّجُومِ اقْتَبَسَ شُعْبَةً مِنَ السِّحْرِ زَادَ مَا زَاد

Посланник Аллаха ﷺсказал: «Получающий знания посредством астрологии, приобретает часть колдовства. А затем приобретает к этому то, что хочет».9

2. Шари'ат не вменил нам в обязанность произведение расчетов, при совершении намаза, поста и прочих видов поклонения. Наоборот умеющие вести расчет и не умеющие несут одинаковую ответственность за выполнение этих видов поклонения, которые привязаны к некоторым ясным признакам. Например, имам Муслим передает следующий хадис:

عَنْعَبْدِاللَّهِبْنِعُمَرَرَضِىَاللهُعَنْهُمَاقَالَقَالَرَسُولُاللَّهِصلىاللهعليهوسلم  الشَّهْرُتِسْعٌوَعِشْرُونَفَإِذَارَأَيْتُمُالْهِلاَلَفَصُومُواوَإِذَارَأَيْتُمُوهُفَأَفْطِرُوافَإِنْغُمَّعَلَيْكُمْفَاقْدِرُوالَهُ

«Увидев молодой месяц, соблюдайте пост, увидев молодой месяц снова, разговляйтесь (празднуйте). Если вы не увидели молодого месяца, то определяйте его наступление».10

Такие толкователи хадисов как аль-'Айни, ибн Хаджар и ибн Батталь, в своих комментариях разъясняли тоже самое. В этом заключена большая мудрость. А обеспечение возможности в любое время и в любом месте соблюдать установления шари'ата, является дополнительной мудростью.

3. В хадисах касающихся поста, Посланник Аллаха ﷺ привязывал решение о наступлении или окончания поста к визуальному видению Луны. Расчеты же производятся в том случае, если Луну видеть невозможно из-за облачности или иных препятствий. Месяц равен 29 дням, в случае возможности видеть полумесяц.

Ученые, принимающие астрономический расчет, дали следующие ответы на эти аргументы:

1. Мухаммад Бахит в своей книге «Иршаду ахлиль-милляти иля исбатиль-ахилля», передает выдержки из книги «Мухтаратуль-Навазиль»: «Наука астрономия не запрещена шари'атом. Эта наука делится на две части:

а) Астрономия, в основе которой лежат расчеты.

б) Астрология – это лженаука, основанная на средневековых учениях о звёздах и о возможности предсказания будущего по положению звёзд.

Астрономия, которая основана на расчетах является истиной. Например, Всевышний Аллах говорит в Досточтимом Коране:

اَلشَّمْسُ وَالْقَمَرُ بِحُسْبَانٍ

«Солнце и Луна движутся согласно рассчитанному порядку» (сура «ар-Рахман», аят 5).

Астрология же делает заключение о влиянии движения звезд и планет на те или иные события. Это похоже на то, как доктор по пульсу может определить, болен человек или нет.» 11

Как мы понимаем из приведенных Мухаммадом Бахитом аль-Мути примеров, астрономия занимающаяся расчетами и наблюдением за небесными светилами, не является запрещенной Шари'атом.

Если посмотреть на комментарии к хадису Абу Дауда: «Получающий знание посредством астрологии, приобретает часть колдовства»12, в книге «Авнуль-ма'буд», то мы увидим, что здесь подразумевается получение сокровенных знаний посредством наблюдения за звездами. Но это не относится к астрономии.13

2. Одной из причин тех, кто не принимает астрономические расчеты, является то, что они не являются точными, а опираются на предположения и интуицию. Например, ибн Хаджар и аль-'Айни выразили это следующими словами: «Доверять расчетам – заблуждение. Так как расчет состоит из предположений и интуиции».14 То есть обратной стороной этого выражения является следующее - если сегодняшние астрономические расчеты точны, то им можно доверять.

3. В хадисе, переданном Бухари и Муслимом, говорится:

عن ابْن عُمَرَ  رضى الله عنهما  يُحَدِّثُ عَنِ النَّبِىِّ صلى الله عليه وسلم قَالَ  إِنَّا أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لاَ نَكْتُبُ وَلاَ نَحْسُبُ الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا وَهَكَذَا وَعَقَدَ الإِبْهَامَ فِى الثَّالِثَةِ وَالشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا وَهَكَذَا. يَعْنِى تَمَامَ ثَلاَثِينَ

В риваяте переданном ибн 'Умаром (радыяллаху ‘анху) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мы община неграмотных, не умеющих писать и не знающих счета. Месяц наступает так, так и так». Один раз Посланник Аллаха ﷺ показал руками, что месяц состоит из 29 дней, а другой раз показал, что из 30 дней.15

В этом хадисе Посланник Аллаха ﷺ аргументировал необходимость визуального видения полумесяца тем, что его община была неграмотна и не умела писать и считать. Для людей не умеющих считать и писать, определение количества дней в месяце 29 или 30 было возможно только посредством визуального наблюдения за Луной. Хадисоведы (мухаддисы) давали этому хадису именно такое толкование.

Например, ибн Хаджар в своей книге «Фатхуль-Бари» в комментарии к этому хадису говорит: «Под незнающими письма и счета подразумеваются современники Посланника Аллаха ﷺ. Так как в то время очень мало людей знало грамоту. Под счетом подразумевается астрология. Точно также в то время очень мало людей обладало и этим знанием. Поэтому привязка наступления поста к визуальному наблюдению, была сделана для того, чтобы избавить людей от трудностей».16

В тоже время наблюдение за месяцем само по себе не является поклонением. Наоборот это всего лишь средство, облегчающее определение наступления и окончания лунного месяца для общества, незнающего письма и счета.17

По поводу того, можно ли доверять словам одного единственного человека о том, что он видел полумесяц, Бахит в своей книге говорит следующее: «Среди наших имамов нет разногласия по поводу доверия словам честного человека, о том, что он видел месяц Рамадана. Наличие или отсутствие погодных препятствий для визуального наблюдения, никак не влияют на это решение. Однако это в том случае, если единственность этого человека не является доказательством его лжи или ошибки, то есть ясной погоды.  По нашему мнению месяц Зульхиджа подобен месяцу Рамадан, несмотря на возражения аль-Кархи. А в соответствии с риваятом, переданным от имама Тахави, Шауваль тоже подобен Рамадану».18 Вынесение решения о наступлении месяца на основе  двух свидетелей, является более точным. Так как наши предки принимали их свидетельство.19

Мухаммад Бахит в своей книге, после рассмотрения этой темы, подводя итоги, говорит: «Наши ученые, в какой бы области специалистами они не были, в этом вопросе они обращались к ахлю-хибра т.е. людям, обладавшим знаниями и проницательностью. Таким же образом в вопросе, что нарушает пост, а что его не нарушает, они обращались к врачам, и действовали на основании предоставленной ими информации. И поступали таким же образом во многих других вопросах».

Что мешает нам опираться на астрономические расчеты при определении наступления Ша'бана, Рамадана и других месяцев? Что мешает нам обратиться с этим вопросом, являющимся для нас трудным, к тем, кто обладает такими знаниями? Тогда как сведения, предоставляемые этими людьми, являются точными. И это соответствует Корану. Так эти сведения основываются не на предположениях, а на наблюдениях и точных расчетах. Разве не видно, что специалисты, занимающиеся этим, говорят, что в такой-то день, во столько-то часов, минут и даже секунд произойдет солнечное затмение, и это действительно происходит в указанное время. И они не допускают ошибок. Так это основывается не на предположениях, а на точных расчетах. Если бы не было препятствий для визуального наблюдения за Луной, то предоставляемые ими сведения достигли бы степени мутаватир. Несмотря на то, что количество людей, предоставляющих эту информацию, не доходит до уровня таватур, тем не менее, их количество, делает это сообщение бесспорным. И в сердцах возникает доверие к этой информации. Например, смысл вышесказанного подкрепляет следующий аят:

فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ

«Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься».

Застать этот месяц, означает постоянное проживание в одной местности (то есть не быть путником) или же знать о его существовании. Так как знание о наступлении этого месяца, является причиной обязательности поста. В шариате и в хадисах наступление месяца, означает появление молодого полумесяца после захода Солнца.

Если человек, наблюдающий за Луной, после захода Солнца будет точно знать о появлении молодого месяца, пост станет для него обязательным. И в этом случае не имеет значения, узнал ли он об этом лично, увидев молодой месяц, или ему сообщил об этом другой человек, или он узнал это из приказа шариатского судьи (кады), или же из астрономических расчетов.

Кушайри говорит: «Если расчет при отсутствии таких препятствий, как, например, облака, можно было увидеть молодой полумесяц глазами, то на основании этого расчета будет необходимо начинать и заканчивать пост. Так как для того, чтобы это решение стало установленным, реальное видение месяца не является условием. Так как для этого предписания визуальное видение не является условием. И привязывание поста и разговения к визуальному наблюдению не противоречит этому».

Мухаммад Бахит не принимает мнения, согласно которому в тех ситуациях, когда после захода Солнца невозможно увидеть полумесяц, является ваджибом или дозволенным соблюдение поста на основании астрономических расчетов. Так как это мнение противоречит общему мнению ученых – мутакаддимун. Так как абстрактное существование полумесяца не устанавливает пост. Шари'ат, привязывает начало поста к визуальному видению полумесяца после захода Солнца. Вышеприведенное разногласие заключается в следующем: является ли непременным условием непосредственное видение полумесяца, или же достаточно результатов расчетов?

Бахит сказал, что отдает предпочтение второму мнению и, что имам Субки был не одинок в этом мнении. Этого мнения также придерживались ибн Сурейдж, Мударраф, ибн Кутейба, ибн Мукатиль ар-Рази, являвшийся учеником имама Мухаммада аш-Шайбани, какому-либо человеку этого будет достаточно в качестве опоры.

Это мнение не противоречит следующим словам тех, кто не принимает астрономических расчетов: «Если бы на людей была возложена обязанность производить расчеты, это стало бы затруднением для них. Так как производить расчеты способны лишь единицы». В противном случае эта обязанность легла бы на всех. Не было бы никого, кто сказал бы это. Ибн Сурейдж и те, кто согласился с ним, говорили, что слова Посланника Аллахаﷺفاقدروا«то определяйте его наступление» адресованы тем, кому Аллах дал это знание, а слова (فاكملوا العدة)/ «дополните число», обращены ко всем в общем.

Что будут делать те, кто не признает астрономических расчетов, на полюсах, где ночь и день продолжаются по полгода? И могут ли жители тех районов увидеть своими глазами месяц, после захода Солнца? Или может кто-либо сказать, что те, кто живет в этих районах, не обязаны соблюдать пост? Тогда как Луна и Солнце ежемесячно встречаются и расходятся. Момент их расхождения и является началом лунного месяца. И это событие не изменяется нигде на земном шаре. Расхождения лишь возникают во времени восхода и захода Солнца. Так же как в этих местах для определения наступления времени намаза не смотрят на изменение длины тени предмета, или исчезновение рассвета, а следуют за временем намазов ближайшего района с нормальным световым днем, то же самое необходимо делать и во время поста.

Религиозные установления не зависят от того, истинным является рассвет или ложным, равна ли тень длине предмета или равна двум его размерам, каков цвет горизонта, красный, желтый или белый, наоборот, все это лишь признаки окончания одного промежутка времени, и наступления другого промежутка времени.

В шари'ате, обязательность намаза и его выполнение, превосходит эти признаки. То есть это не означает, что «если не будет этих признаков, обязанность выполнения намаза снимается».

В ответ на заключения, имеющие место в некоторых ханафитских книгах, таких как «аль-Канз», о том, что в тех местах, где рассвет наступает сразу же после захода солнца, ночной ('иша) намаз и витр намаз не совершаются, Бахит в конце своей книге пишет о том, что не стоит доверять этому мнению, и заканчивает книгу следующими словами:

«Шари'ат приказывает нам совершать намаз, например, при наступлении рассвета, или соблюдать пост, когда появится молодой месяц, для того, чтобы людям, живущим в различных местах, были понятны признаки наступления времени того или иного вида поклонения.20 Точно также шариат не запрещает использование астрономических расчетов, часов и прочего, для определения этого времени. Ученые, при вынесении решений по многим вопросам фикха, таким как определение срока, для страдающего импотенцией, или определении возраста наступления менопаузы, делали расчеты, основываясь на лунный календарь. Так же было сказано, что между солнечным годом и лунным существует разница в десять дней, между солнечным и лунным днем существует разница от 1/10 до 1/3 дня».

А Аллах знает лучше.

_______________________

См. «ас-Сахих ли Муслим» № 1080

2 См. «Мавсу’атуль-Фикхия аль-Кувайтия», т. 22, стр. 31.

См. «'Умдатуль-Кари», в комментариях к хадису № 1913

См. «Фатхуль-Бари», в комментариях к хадису № 1913

См. «Иршаду Ахлиль-Милляти иля Исбатиль-Ахилля» стр. 254.

См. «Хашиятуль-Кальюби» в разделе «Китабус-Сыям».

См. «Танбихуль-Гафиль валь-Васанан 'аля Ахками Хиляли Рамадан

См. «Иршаду ахлиль-милляти иля исбатиль-ахилля», стр. 78.

См. «Сунан Аби Давуд» № 3905

10 См. «ас-Сахих ли Муслим» № 1080

11 См. «Иршаду ахлиль-милляти иля исбатиль-ахилля», стр. 249.

12 См. «Сунану-Аби Давуд» и, Ибн Маджа.

13 См. «Авнуль-М’абуд» № 3406.

14 См. «’Умдатуль-Кари» № 1773.

15 См. «Сахих аль-Бухари» № 1913

16 См. « Фатхуль-Бари» комментарии к хадису №: 1780.

17 См. «Фатава Мустафа аз-Зарка», стр. 161-162.

18 См. «Иршаду Ахлиль-Милляти иля Исбатиль-Ахилля», стр. 82.

19 См. «Фатава Мустафа аз-Зарка», стр. 162.

20 по поводу вопроса о ночной молитве в летнее время я рекомендую обратится к труду Шихабуддина аль-Марджани "Назуратуль Хакк фи фардыятиль 'Иша ва иллям ягиби шафак".

 

муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle