• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Из истории мусульман Таиланда

Время чтения: 4 мин
6035

Мусульмане населяют три южных приграничных с Малайзией провинции Таиланда, в которых они составляют 80% населения.

Малайцы, чья культура сильно отличается от культуры остальной части населения Таиланда, основывают свою идентичность на малайском языке и традициях, религии ислам и возводят свою историю к султанату Патани – историческому королевству малайцев, существовавшему на территории трех южных  провинций современного Таиланда.

Малайцы считают себя частью большой малайской нации. Сам султанат был центром торговли перцем в  Юго-Восточной Азии.  Он был транзитной территорией, через которую проходили поставки грузов между портом Малакка и территорией Китая.

Он также был центром исламского богословия и учености и  известен как колыбель ислама на Юго-Востоке Азии. Из среды патани выдвинулся ряд известных ученых-богословов, получивших образование в Мекке и Каире.

Начиная с 17 века султанат Патани попал в зависимость от королей Таиланда, а в 1909 году  был полностью аннексирован и его территория была включена в состав нынешнего королевства Таиланд, и находится под управлением чиновников, назначаемых из Бангкока.

Начавшиеся притеснения на религиозной и этнической почве привели к целому ряду восстаний малайцев и образованию групп сопротивления власти буддистов.

В 1920-х годах король Ваджиравудх предоставил малайцам автономию, религиозные и культурные права.  Известный в народе своим милосердием и состраданием, а также приверженностью буддийскому принципу ненасилия  он был фигурой, объединившей таиландское общество.  Но все эти достижения были сведены на нет политикой премьер-министра Пхибуна в 1930-х годах.

В 1980 годах правительство Према Тинсуланонда ввело новое управление провинциями, населенными мусульманами, объединив их в один административный район. Это позволило мусульманам занять свое место в политической системе и принять участие в общественной жизни страны. Тинсуланонд считал, что конфликт нужно разрешить политическими мерами, отвечающими интересам малайцев.

Однако после прихода к власти премьер-министра Таксина Чинавата в 2001 году ситуация стала быстро ухудшаться. Таксин распустил местные органы власти и передал управление представителям служб безопасности.

После событий 11 сентября в адрес малайских мусульман прозвучали обвинения в связях с Аль-Каидой, до сих пор ничем не подтверждённые, но ухудшившие и без того напряженную обстановку и породившие произвол спецслужб.

В 2004 году произошла новая вспышка насилия, начавшаяся с нападения на армейский лагерь в январе, после чего в южных провинциях было введено военное положение. Сотни малайцев были арестованы и пропали без вести.

В апреле 2004 года войска блокировали мечеть 16 века Кру-Зе в провинции Паттани, считающуюся местной святыней. В результате этого погибли 32 малайца.

В октябре 2004 года прошла новая волна арестов – в основном молодых людей. Семьдесят девять из них погибли в результате жестокого обращения со стороны представителей спецслужб.

Эти события раскололи малайское общество. Теперь все, кто работал на государство, включая учителей и почтальонов, были объявлены мунафиками, и стали объектами преследования со стороны сил, оппозиционных правящему режиму.

Руководство военными операциями в южных районах Таиланда сообщает, что с 2004 года погибло более 5000 человек – мусульман и буддистов. 

Однако, если посмотреть с другой стороны не все так однозначно.

В Таиланде по всей стране активно строятся мечети (с 2000 года их стало более 2000 в 38 провинциях), открываются всё новые медресе, так как по число последователей ислама увеличивается. Во много это происходит потому, что  ислам декларирует социальное равенство и не приветствует кастовое деление общества. Кроме этого  медресе предлагают для мусульман бесплатное светское и религиозное образование. К тому же   ислам жестко и последовательно выражает протест против превращения Таиланда в  страну секс-туризма. Это находит и отклик у тайского населения, потому число приверженцев ислама в Таиланде растет.

Мусульмане в Таиланде  мирно уживаются с буддистами, учение которых расценивают скорее как философскую систему, а не религию. Ни у кого не вызывает удивления, что буддистские храмы и мусульманские мечети соседствуют бок о бок.

В городе Паттайя – популярном у туристов курорте,   одна из самых главных достопримечательностей   — мечеть Дарул Ибада. 

Она была построена в  1943 году из дерева. В 2006-м году на месте старой  деревянной  построили новую 4-х этажную мечеть.

На  постройку было потрачено 29 миллионов тайских бат. Они были собраны  за счёт пожертвований, а также при поддержке исламского комитета провинции Чонбури и мэрии города Паттайя.

Многие малайцы связывают надежду на урегулирование конфликта на юге страны  с фигурой ныне правящего  короля Бхумиболя, как гаранта религиозной свободы, обеспечивающего,  в том числе и мусульманам спокойное и равноправное существование. Все громче раздаются голоса с призывами к королю вмешаться в ситуацию и начать выход из кризиса, чтобы быстрее преодолеть его негативные последствия. 

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle