Из истории мусульман Таиланда
Мусульмане населяют три южных приграничных с Малайзией провинции Таиланда, в которых они составляют 80% населения.
Малайцы, чья культура сильно отличается от культуры остальной части населения Таиланда, основывают свою идентичность на малайском языке и традициях, религии ислам и возводят свою историю к султанату Патани – историческому королевству малайцев, существовавшему на территории трех южных провинций современного Таиланда.
Малайцы считают себя частью большой малайской нации. Сам султанат был центром торговли перцем в Юго-Восточной Азии. Он был транзитной территорией, через которую проходили поставки грузов между портом Малакка и территорией Китая.
Он также был центром исламского богословия и учености и известен как колыбель ислама на Юго-Востоке Азии. Из среды патани выдвинулся ряд известных ученых-богословов, получивших образование в Мекке и Каире.
Начиная с 17 века султанат Патани попал в зависимость от королей Таиланда, а в 1909 году был полностью аннексирован и его территория была включена в состав нынешнего королевства Таиланд, и находится под управлением чиновников, назначаемых из Бангкока.
Начавшиеся притеснения на религиозной и этнической почве привели к целому ряду восстаний малайцев и образованию групп сопротивления власти буддистов.
В 1920-х годах король Ваджиравудх предоставил малайцам автономию, религиозные и культурные права. Известный в народе своим милосердием и состраданием, а также приверженностью буддийскому принципу ненасилия он был фигурой, объединившей таиландское общество. Но все эти достижения были сведены на нет политикой премьер-министра Пхибуна в 1930-х годах.
В 1980 годах правительство Према Тинсуланонда ввело новое управление провинциями, населенными мусульманами, объединив их в один административный район. Это позволило мусульманам занять свое место в политической системе и принять участие в общественной жизни страны. Тинсуланонд считал, что конфликт нужно разрешить политическими мерами, отвечающими интересам малайцев.
Однако после прихода к власти премьер-министра Таксина Чинавата в 2001 году ситуация стала быстро ухудшаться. Таксин распустил местные органы власти и передал управление представителям служб безопасности.
После событий 11 сентября в адрес малайских мусульман прозвучали обвинения в связях с Аль-Каидой, до сих пор ничем не подтверждённые, но ухудшившие и без того напряженную обстановку и породившие произвол спецслужб.
В 2004 году произошла новая вспышка насилия, начавшаяся с нападения на армейский лагерь в январе, после чего в южных провинциях было введено военное положение. Сотни малайцев были арестованы и пропали без вести.
В апреле 2004 года войска блокировали мечеть 16 века Кру-Зе в провинции Паттани, считающуюся местной святыней. В результате этого погибли 32 малайца.
В октябре 2004 года прошла новая волна арестов – в основном молодых людей. Семьдесят девять из них погибли в результате жестокого обращения со стороны представителей спецслужб.
Эти события раскололи малайское общество. Теперь все, кто работал на государство, включая учителей и почтальонов, были объявлены мунафиками, и стали объектами преследования со стороны сил, оппозиционных правящему режиму.
Руководство военными операциями в южных районах Таиланда сообщает, что с 2004 года погибло более 5000 человек – мусульман и буддистов.
Однако, если посмотреть с другой стороны не все так однозначно.
В Таиланде по всей стране активно строятся мечети (с 2000 года их стало более 2000 в 38 провинциях), открываются всё новые медресе, так как по число последователей ислама увеличивается. Во много это происходит потому, что ислам декларирует социальное равенство и не приветствует кастовое деление общества. Кроме этого медресе предлагают для мусульман бесплатное светское и религиозное образование. К тому же ислам жестко и последовательно выражает протест против превращения Таиланда в страну секс-туризма. Это находит и отклик у тайского населения, потому число приверженцев ислама в Таиланде растет.
Мусульмане в Таиланде мирно уживаются с буддистами, учение которых расценивают скорее как философскую систему, а не религию. Ни у кого не вызывает удивления, что буддистские храмы и мусульманские мечети соседствуют бок о бок.
В городе Паттайя – популярном у туристов курорте, одна из самых главных достопримечательностей — мечеть Дарул Ибада.
Она была построена в 1943 году из дерева. В 2006-м году на месте старой деревянной построили новую 4-х этажную мечеть.
На постройку было потрачено 29 миллионов тайских бат. Они были собраны за счёт пожертвований, а также при поддержке исламского комитета провинции Чонбури и мэрии города Паттайя.
Многие малайцы связывают надежду на урегулирование конфликта на юге страны с фигурой ныне правящего короля Бхумиболя, как гаранта религиозной свободы, обеспечивающего, в том числе и мусульманам спокойное и равноправное существование. Все громче раздаются голоса с призывами к королю вмешаться в ситуацию и начать выход из кризиса, чтобы быстрее преодолеть его негативные последствия.
Ильдар Мухамеджанов