Имам Матуриди - последователь имама Абу Ханифы как в фикхе, так и в акыде
Знакомьтесь - великие ученые ислама.
Имам Матуриди.
Имам Матуриди. Мухаммад ибн Абу Мансур аль-Матуриди Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди. Родился в Матуриде близ Самарканда 238 г.х./852 г. Похоронен он на кладбище, где захоронены и другие великие ученые ислама, в махалле Джакердизе в Самарканде в 333 г.х./944 г.
Несмотря на то, что последователи имама Матуриди и одарили его титулами – «Знамя прямого пути» – «Алям аль-худа», «Имам прямого пути» – «Имам аль-худа», «Предводитель ученых каляма» – «Имам аль-мутакаллимин», и его слава была велика, к сожалению, в собраниях биографий и литературе по истории мазхабов содержатся крайне скупые сведения о нем.
Существуют разные мнения относительно национальности имама Матуриди. Согласно одному из них он происходил из тюрков, по другой версии – являлся потомком знаменитого Абу Айуба аль-Ансари из Медины. Последнее мнение подкреплено тем, что некоторые арабские семьи из Медины переселились в Самарканд.
В эпоху, в которую жил благословенный имам Матуриди, государство Аббасидов ослабело, в связи с этим возникло множество мусульманских государств. Одно из них государство Саманидов установило свою власть в Маварауннахре.
Начиная со второго века по хиджре, в исламском мире наметились две тенденции. С одной стороны, через переводы и комментарии получают распространение философские науки с другой, появляются мутазилиты, также придающие большое значение разуму.
Мутазилиты начали пропагандировать свое понимание акыды. Традиционная акыда саляфов, связанная с источниками (накль) и отдающая предпочтение покорности без рассуждений, не могла действенно противостоять этому новому движению.
Халиф Мамун объявил взгляды мутазилитов официальной акыдой государства. Чтобы противостоять этому, в мусульманском мире существовала необходимость в разработке нового подхода к рассмотрению основ вероисповедания – усуль-ад-дин. Он должен был быть привязан к источникам (накль), а также вобрать в себя положительные стороны подхода мутазилитов – т.е. быть основанным, в том числе и на логических методах.
Учеными, преуспевшими в этом деле, были – Абу Мансур Матуриди из Маварауннахра и Абу Хасан аль-Ашари из Ирака. Они и создали новую науку – ильм аль-калям.
Имам Матуриди был знатоком калама, истории течений в исламе, усу-аль-фикха и тафсира. В своих трудах имам разъяснял и доказывал акыду (вероучение) Ахль-ас-Сунна валь-Джамаа, приводя доводы из Корана и сунны и также доводы разума.
Имам Матуриди, названный последователями «Имам аль-Худа» (Имам истинного пути) сам являлся последователем имама Абу Ханифы как в фикхе, так и в акыде. Ученые калама считают, что имам Матуриди считается ученым, детально разработавшим и систематизировавшим основные взгляды Абу Ханифы по каламу.
Матуридия является продолжением мазхаба Абу Ханифы в акыде. Как уже говорилось в предыдущих параграфах, у суннитов кроме 4 школ по религиозному праву существует также 2 школы по вероучению. Основатель второго мазхаба по вероучению – имам Аш`ари (266/879–330/941). Эти две школы по вероучению имеют некоторые различия ввиду индивидуального подхода муджтахидов к решению одних и тех же вопросов. Обе школы считаются верными, и приверженцы сунны следуют в вероучении одному из этих двух течений. Последователи же мазхаба Абу Ханифы придерживаются в вероучении школы имама Матуриди.
При этом все суждения имама Матуриди основывались на подтверждениях из Священного Корана и Сунны, и изобиловали научными фактами. Матуриди не был кабинетным учёным и вел широкую общественную работу.
Многие тысячи его современников стали на истинный путь благодаря его публичным выступлениям. Имам Матуриди никогда не отказывался выступить при большом стечении народа. Обладая незаурядным талантом оратора, великолепной памятью и огромным багажом достоверных фактов, он всегда оказывался победителем в горячих публичных диспутах и спорах.
Как уже говорилось раннее, имам Матуриди жил и работал столетие спустя, после правления Халифа Мамуна, пытавшегося внедрить в халифате ложное учение мутазилитов. В это же время стали распространяться идеи древнегреческих философов из-за перевода их трудов на арабский язык.
Многие учёные этой поры, попав под влияние этих философов, стали распространять их неверные идеи. Распространение в обществе книг имамов Матуриди и Ашари стало идеологическим ориентиром для сомневающихся. Именно они не допустили отхода в то неспокойное время от верного пути, завещанным посланником Аллаха (мир ему) своим последователям – приверженцам сунны.
Среди наставников Матуриди можно назвать учеников Абу Ханифы, Шейха Абу Бакра Ахмада ибн Исхака, Абу Насра Ахмада ибн аль-Аббаса, известного под прозвищем «Факих ас-Самарканди», Нусайра ибн Йахъю аль-Балхи и кади Рея Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази.
У имама Матуриди учились Кади Исхак ибн Мухаммад ас-Самарканди, Али ар-Рустагьфани, Абу Мухаммад Абд аль-Карим ибн Муса аль-Паздави. Матуридиты признали разум наряду с Кораном и сунной как основу в постижении религии. Имам Матуриди скончался в Самарканде, где преподавал фикх и калам.
Труды Имама Матуриди. В книгах по истории калама нет полного списка трудов Матуриди. Но мы приводим перечень согласно разделению и порядку, предложенному Мухаммадом Эроглой, который в 1971 г., в Исламском институте Стамбула подготовил учебные пособия «Абу Мансур аль-Матуриди» и «Тавиля аль-Кур’ан»:
по каляму, искусству диспутов и фирках:
– «Китаб ат-таухид», «Рисаля фи аль-акаид», «Шарх фи аль-акбар», «Радду аваили аль-адилля ли аль-Ка’би», «Радду такзиби аль-джадаль ли аль-Ка’би», «Радду китаби аль-Ка’би фи ва’иди аль-фуссак», «Байан аль-вахм аль-му’тазиля», «Китаб аль-макалят», «Китабу тафсири аль-асма ва ас-сыфат».
по усулю:
– «Ма’ахизу шараи фи усул аль-фикх», «Аль-джадаль фи усуль аль-фикх», «Ад-дурар фи усуль ад-лин», «Аль-усуль».
по тафсиру и кораническим наукам:
– «Та’виля аль-Кур’ан», «Рисаля фи маля йаджузу аль-вакфу аляйхи фи аль-Кур’ан».
о распоряжениях (васайа) и обращении к Аллаху (мунаджа):
– «Васайа ва мунаджа».
Кроме названных, существуют и другие труды Матуриди, но нет достоверных сведений, которые позволили бы достоверно подтвердить его авторство 1.
Казый Юго Востока Р.Т.
Имам - мухтасиб Ютазинскиого раойна Р.Т.
Имам хатыб п.г.т. Уруссу.
Директор медресе «Фанис» к.и.н. М.М. Марданшин
1 «Наука Калам: Введение» / Бекир Топалоглу, Стамбул.