• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Охраняемые»: как в Крымском ханстве относились к немусульманам?

Время чтения: 3 мин
1016

Проследить динамику изменений численности духовенства в Крымском ханстве с XV по XVIII вв. сложно, так как ханский архив был уничтожен огнем при пожаре в 1736 г., а сохранившиеся документы сообщают отрывочные данные. По сведениям барона Игельстрома, к 1783 г. в Крыму функционировали: 1531 мечеть, 21 текие, 25 медресе и 35 мектебов, деятельность которых обеспечивал широкий круг представителей исламского духовенства: муфтий, кади-аскер, 5 кадиев, 454 хатиба, 1113 имамов, 941 муэдзин, 103 мударриса и 201 ходжа.

На содержание муфтия, духовенства и мечетей ханская казна в ХVIII веке ежегодно стала отпускать значительное денежные средства, соблюдая при этом четкую иерархическую градацию. Муфтий и кадиаскер получали жалование в размере 4000 левов, что соответствовало 2400 рублям. На содержание Бахчисарайской Великой Ханской мечети отпускалось 468 рублей в год, второй Бахчисарайской мечети, называемой мечетью Крым-Герай хана, – 97 рублей 30 копеек, а Судакской еще меньше – 35 рублей. Остальные доходы духовенство, как и прежде, получало с вакфных владений или с прихожан.

Материальное обеспечение мусульманских институтов в Крымском ханстве обеспечивали вакфы – традиционный вид мусульманской благотворительности. Они получили широкое распространение в Крымском ханстве и учреждались в массовом порядке. Отчисленные суммы находились в распоряжении кадиев и расходовались непосредственно в том округе, где они были собраны.

Правда ли, что главным муфтием Крымского ханства мог быть только представитель ханафитского мазхаба?

На протяжении всего периода существования Крымского ханства здесь функционировали духовные и общественные вакфы. Духовными вакфами считали недвижимое имущество и денежные капиталы, доходы от которых принадлежали непосредственно мусульманскому духовенству. К общественным вакфам относились мечети, колодцы, мосты и т. п. В Крымском ханстве существовал и институт частного вакфного имущественного и земельного владения.

Размеры вакфных владений в Крыму неуклонно увеличивались. Почти каждый хан оставлял после себя вакф в пользу тех или иных религиозных учреждений (мечетей, медресе, текие). К моменту присоединения Крыма к Российской империи земельные вакфы в Крыму по разным оценкам могли насчитывать до 1/3 всех плодородных земель.

Близкое соседство различных религиозных общин, издревле существовавших в Крыму, способствовало формированию в Крымском ханстве атмосферы веротерпимости. Здесь постоянно проживали православные, католические общины, представители армянской апостольской церкви, а также сложившиеся под влиянием иудаизма национально-религиозные общины караимов и крымчаков.

В кадиэскерских книгах XVIII века встречаются сведения о смешанных мусульмано–христианских семьях и даже имена христиан татарского происхождения. Отношение к немусульманскому населению и в Крымском ханстве, и в Османском государстве основывалось на принципах ислама. По шариату немусульмане, проживавшие на данной территории, носили статус зимми, то есть «охраняемых», за что должны были платить специальный налог – джизью. В положении «охраняемых» находились и их религиозные организации.

В 1678 г. всех православных христиан в Крыму объединили в Готскую митрополию. Последним назначенным из Константинополя «митрополитом Готфейским и Кафайским» стал Игнатий (1771–1786), который руководил православными общинами Крыма вплоть до его переселения в 1778–1779 гг. в Приазовье.

В целом, активная исламизация населения Крымского полуострова, а вместе с этим и строительство мечетей, текие, медресе, мектебов начинается во второй половине XIII столетия. В это время в Крым прибывали проповедники ислама из различных городов мусульманского мира, в основном из крупных малоазийских и среднеазиатских центров.

Что значит слово «суфий»?

Практически сразу после принятия ислама в качестве государственной религии в подвластных Сараю регионах началось распространение мусульманской культуры и образования. Вокруг Солхатской академии и аналогичных духовных центров в Крымском улусе стало формироваться собственное сословие улемов. Огромную роль в процессе исламизации как Крымского улуса, так и Крымского ханства играли суфии.

Статус государственной религии в Крымском ханстве получил суннизм ханафитского мазхаба. Турецкий протекторат, который был установлен над Крымским ханством в 1475 г., способствовал распространению на полуостров османского религиозно-культурного влияния.

В Крымском ханстве сложилась разветвленная иерархическая структура мусульманского духовенства, основанная на синтезе наследия исламских институтов Золотой Орды и религиозных традиций Османского государства.

"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина

Социальные комментарии Cackle