• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ифтары в Османской империи

Время чтения: 3 мин
7049

Важная часть поста  - это  время завершения его очередного дня. Для того чтобы извещать верующих о наступлении времени захода солнца зажигали специальные огни (махия) на минаретах. Позже о начале времени ифтара стали извещать выстрелами из пушки и эта традиция практикуется в мусульманских странах  и по сей день.

Кухни и султанский дворец начинали подготавливать к Рамадану за два месяца до его наступления так как для того чтобы провести его на должном уровне требовалось множество разнообразных вещей, которые свозили со всех концов империи. 

Горшки и кастрюли во множестве извлекались из кладовых, в которых они хранились в ожидании священного месяца. Если в обычный день во дворце питались  около 5000 человек, то в Рамадан число едоков удваивалось. 

Из дворца различные блюда  посылались в качестве угощения выдающимся людям империи и государственным деятелям. Еще одной традицией было посылать каждый день месяца Рамадан большой серебряный поднос со сладостями от имени султана янычарам. Пустые подносы отсылались обратно во дворец в знак того что янычары хотят увидеть их наполненными вновь.

Знаменитый Соколлу Мехмед-паша, который занимал пост великого визиря при султанах Сулеймане I, Селиме  II и Мурате  III отвечал за организацию ифтаров султана и его приближенных.  Подарки и роскошные блюда, которые он подготавливал для участников этих ифтаров не могли оставить равнодушными никого из придворных.  Между делом великий визирь постоянно жаловался, что на эти трапезы он тратит слишком много денег, чтобы поддерживать их на должном уровне.

Сплетни также расползалась вокруг знаменитых ифтаров, устроенных  шейхуль-исламом Дурризаде Сейтом Абдуллахом-эфенди. Когда султан Махмуд II узнал о них, он решил проверить эти сведения и неожиданно  без предупреждения нагрянул в гости к почтенному богослову.  Все блюда подавались на красивых тарелках и чашах до тех пор, пока не подали «хошаф» (род компота), который обычно подавался со льдом. Посуда, в которой его подали не подходила к остальным блюдам, которыми сервировали трапезу.

Поэтому султан спросил почему посуда для хошафа не столь привлекательна. Хозяин ответил, что он не хотел портить вкус блюда привкусом льда, который клали в хошаф. Вместо этого для охлаждения он приказал сделать специальную посуду изо льда.

Государственные чиновники и богатые люди подражали действиям султана и угощали на ифтар любого случайного прохожего.  Они также заставляли своих слуг готовиться к Рамадану заранее и заказывали много продуктов  за пределами Стамбула. Например, в начале 20-го века пшеничная мука для ифтаров поставлялась из Одессы, сыр –с Балкан, рис –из Египта, сухая халва –из Антепа, сушенные фрукты –из Дамаска, Малатьи и Токата, мед –из Анкары, персики –из Кастамону, финики –из Багдада и Хиджаза, а черная икра –с Каспийского моря.

Приготовления к вечерней трапезе-ифтару начинались обычно за полтора часа до его начала.

Стол сервировали вареньем, сырами, оливками, колбасой. После закусок делался перерыв на вечернюю молитву. Первая перемена блюд состояла из различных супов. Перед мясными блюдами на стол  подавали яйца и пастурму, затем подавали овощи и пилав. Потом наступала очередь сладостей и фруктов. Ужин заканчивался кофе (и наргиле).

Традиционными также были угощения для всех желающих независимо от того были ли они знакомы с хозяином дома, где устраивалось угощение,  или нет.   Никто не спрашивал, откуда пришел тот или иной незнакомец, чем он занимается, кто он, и он мог спокойно попробовать любое из десятка блюд, выставляемых на такие ифтары. Никто не считал такой порядок вещей  странным и не обращал на  незнакомцев никакого внимания.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle