• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Фетвы татарских ученых начала XX века: выплата закята

Время чтения: 2 мин
3102

Вопрос:

Допустимо ли  совершать ухищрения при накоплении средств для выплаты закята и гушра, которые являются фардом по Шариату? Если да то не теряется ли смысл и благо от выплаты закята и гушра?

Ответ:

Как может обернуться благом деяние, в основе которого положена хитрость? Так и здесь деяния дозволенные Шаритом, но совершенные нечестным путем не могут нести благо.

Ученые ханафитского мазхаба суть вопроса видят следующим образом: хитрость, которая наносит вред благородным целям, которые проповедует Шариат, есть зло.

К примеру, человек ради того, чтобы избежать выплаты закята, передает свое имущество постороннему на определенное время, пока не истечет срок, а затем забирает его себе назад. Тем самым эта хитрость низводит на нет обоснованность закята, его законную суть, наносит вред тем, кто мог бы получить эти средства, то есть нуждающимся и здесь очевидна недозволенность ее. Потому как закят и иные формы милостыни являются дозволенными и обязательными выплатами для поддержания нищих и страждущих людей.

И напротив, хитрость, которая не несет вреда деянию дозволенному по Шариату, считается приемлемой. Например, в том случае, когда у человека имеется долг и этот долг списывается с него в счет уплаты закята. Долг списывается после совершения ду’а – якобы мнимого прощения.

По вопросу выплаты гушра. Ухищрения, которые извращают его суть, считаются также недозволенными. Во все времена те, кто весьма щепетильно относился к своему каждому шагу, не воспринимали всякую хитрость и озлоблялись, когда слышали расхожее выражение «шаргийе хайля», то есть «хитрость по Шариату». Для них это звучало дико и они никак не могли представить, чтобы в Шариате присутствовала хоть малая толика хитрости и ухищрения. Бесхитростное и искреннее выделение обязательной милостыни способствует достижению благ свыше и является шагом к приумножению состояния, а хитрость и скупость только вредят и недопустимы. Урон от них каждый понесет уже в этой жизни. Они являются причиной упадка и нищеты. Примеров тому предостаточно в нашей повседневной жизни.

из журнала «ад-Дин валь-Адаб» за 1913 год №1

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle