Фетвы татарских ученых начала XX века: хадж за другого человека
Вопрос:
Будет ли фардом и зачтется ли посещение лучезарной Мекки и созерцание Священной Каабы, если человек несостоятельный совершит хадж по просьбе и на средства иного лица, который по объективным причинам (например, ввиду тяжелой болезни) не может исполнить один из пяти основных столпов Ислама?
Ответ:
Нет, не будет, потому как одним из важных условий непременного исполнения хаджа является возможность совершающего паломничество по святым местам для мусульман покрыть все материальные расходы хаджа. Человек в данном случае, не обладающий такими средствами, совершает паломничество по просьбе другого человека, а не по своей воле.
В книгах по фикху имеется упоминание о допустимости совершения хаджа вместо другого лица по-арабски это будет «хадж ас-сарура». Некоторые ученые говорят, что подобно тому как пятница будет ваджибом (обязательной, предписанной) для путника, если он достигнет своей цели в пятницу, так и неимущему достижение Священной Каабы и совершение хаджа будет ваджибом, однако в этом сравнении есть доля условности, так как путник достигает цели благодаря своим физическим данным, прикладывая собственные усилия, в то время как совершающий хадж человек несостоятельный добирается до главной святыни Ислама за счет средств иного человека.
из журнала «ад-Дин валь-Адаб» за 1913 год №16
Для справки: Среди татар хадж по просьбе и на средства иного лица называется «бадяль». В словаре «Миллият сүзлеге», автором которого является ученый-энциклопедист и писатель Адлер Тимергалин дается следующее толкование этого термина: «Бадяль –
1.Предмет или вещь, выступающая в качестве замены, заменитель, эквивалент. В древнетюркском языке – замена; подмена; обман.
2. Стоимость, цена.
3. Наем человека с целью отправки его вместо себя в хадж. Обычай этот был широко распространен среди состоятельных людей прошлого. В древнетюркском языке под этим словом подразумевалось понятие «ложь, ложный».
Islam-Today