• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Джукетау: мусульманский город и восточные ворота Волжской Булгарии

Время чтения: 8 мин
7889

История Джукетау

Город Джукетау – Липовая Гора был одним из центров Волжской Булгарии. Пришедший в упадок в XIV веке, этот мусульманский город на Юго-Востоке ханства, где умели жить и справляться с трудностям, пережил периоды подъема и расцвета. События, происходившие с нашими предками в средние века, являются поводом задуматься о влиянии крепости веры в Аллаха на судьбу родной страны и отдельных людей.

Волжская Булгария сыграла огромную роль в исторических судьбах многих тюркоязычных и финно-угорских народов Волго-Уральского региона. Согласно различным письменным источникам в Булгарском ханстве существовало около десяти городов: Биляр, Сувар, Болгар, Джукетау, Кашан, Казан, Алабуга, Чаллы, «Иске-Казан», менее известные – Сувар, Ошель, Керменчук, Кашан.

Джукетау, исторически известный по русским летописям как Жукотин, а по западноевропейским картам как Sacetim, был расположен в 120 км от Казани на берегу реки Камы на западной окраине современного города Чистополя. Память об этом городе сохранилась в чувашском фольклоре: Жукотин упоминается под названием «Чук ту». 

Первоначальное заселение булгарами территории будущего города Джукетау относится примерно ко второй половине X века. Он возник позже других первых булгарских городов в Западном Закамье в конце X – начале XI веков. На политической арене домонгольской эпохи город появился как военная крепость, исполняя роль восточных ворот Волжской Булгарии.

Джукетау являлся важным центром местно-региональной и внутригосударственной торговли, был одним из влиятельных пунктов камского торгового пути. Это было связано с противостоянием купцам из соседних русских княжеств, которые с конца XII – начала XIII веков начали все активнее проникать вверх по Каме на Вятку. Контроль над близлежащими переправами через Каму имел стратегическое значение. В домонгольское и в золотоордынское время шла борьба за рынок пушнины и за стремление укрепиться на Каме. Изучение археологических материалов и особенности культуры населения Джукетау из-за отсутствия булгарских письменных документов помогают ученым-историкам воссоздать историческую действительность, ответить на вопросы происхождения булгар и исследовать культурные и экономические связи между тюркоязычными и финно-угорскими народами Поволжья.

По словам археолога Наиля Набиуллина, во второй половине X – первой трети XIII веков Джукетау был укреплен системой оборонительных сооружений – тремя валами и двумя рвами между ними. В нем находились жилые и хозяйственные сооружения: погреба, зернохранилища, остатки оград. К городу, площадь которого без посадов составляла около 10 га, прилегал Крутогорский восточный посад, за укреплениями которого в XI веке находился одноименный мусульманский могильник, а позже – в XI-XII веках в 0,5 км севернее и северо-западнее деревни Донауровка появился западный посад и Донауровский мусульманский могильник. 

Как и основная масса населения Волжской Булгарии, жители Джукетау занималась земледелием и скотоводством. незначительную роль в хозяйстве играла охота, важную – рыболовство. Уже в домонгольское время город являлся значительным культурным и экономическим центром Нижнего Прикамья, со второй половины XIV века – центр Джукетауского княжества.

Золотая орда

Особое внимание исследователи стали обращать на золотоордынский период истории Булгарии, когда она, потеряв свою государственную самостоятельность, существовала в качестве одной из провинций Улуса Джучи в XIII веке. В это время многие прежние международные связи Джукетау стали внутригосударственными. Он был одним из немногих закамских городов булгар, уцелевших после разорения в 1236 году войсками Батыя. В музее Чистополя можно увидеть железную кольчугу возраста 800 лет, шлем, булгарские и монгольские стрелы, колчанные крючки, перекрестие меча, удила, стремена, ледоходные шипы для верхового коня.

В золотоордынское время Джукетау стал одним из крупных городов Волжской Болгарии. Высокий экономический потенциал в домонгольское время, меньшая степень разрушений города монголами, отсутствие крупных городов-конкурентов привели к расцвету этого города в золотоордынское время. Тогда первоначальная территория города и восточного посада перестали использоваться. Основной и непосредственной территорией Джукетау стал бывший западный посад, площадь которого в XIV веке достигала 150 га.

Историками были обнаружены хозяйственные и жилые сооружения золотоордынской эпохи (XIII – XIV веков): железоплавильная печь, остатки кузнечной мастерской, сооружения жилого, общехозяйственного и производственного (железо- и медеобработка) назначения, остатки гончарного горна. В археологических остатках материальной культуры Джукетау отражены все области жизнедеятельности его населения: ремесло и сельское хозяйство, торговля и промыслы, военное дело, быт и духовная культура. Особенность керамического комплекса – заметное количество специфической керамики «типа Джукетау», уходящая истоками в салтово-маяцкую (хазарскую) культуру Подонья и Приазовья VIII – IX веков. При исследованиях Джукетау были обнаружены дирхемы X века, указывающие на время возникновения городского посада.

После монгольского завоевания большинство закамских булгарских городов и деревень в полной мере так и не восстановилось. Изменение в маршрутах торговых путей, перераспределение рынков, переселение в Предкамье во второй половине XIV века, связанные с историей Улуса Джучи, отразились на Джукетау, одного из крупнейших городов Волжской Булгарии, продолжавшего экономически и политически контролировать большие территории Закамья. На этом фоне вполне закономерными выглядят клады золотоордынского времени, заложенные богатым населением. Были найдены клады монет, золотых и серебряных украшений конца XIV века, свидетельствующий о мастерстве булгарских ремесленников-ювелиров.

Джукетау постепенно пришел в экономический упадок и запустение, прекратил свое существование как город в первой половине XV века. Исследователи связывают этот процесс с рядом причин. Начавшийся еще с монгольского нашествия отток населения в более безопасные северные районы, в Предкамье, усилился в период борьбы за власть и военных столкновений в Золотой Орде. Нарушились связи города с другими близлежащими населенными пунктами. Во второй половине XIV века в связи с ростом роли Волжского торгового пути, усилением борьбы между Русью и Ордой за обеспечение здесь контроля на Волге у устья Казанки начал возвышаться город Казань.

Иноземные походы, участие в междоусобный борьбе русских княжеств

Несмотря на общепринятую оценку Идегея как предававшего хана Тохтамыша, его деятельность отстрочила распад ханства на 60–70 лет. В тюрко-татарском дастане «Идегей» говорится:

«Переплыву я реку Чулман,
Перевалю через гору Джуке.
А за этой горой вдалеке
Ик течет в затишье лесном…»

Последующим ослаблением политической власти Золотой Орды поспешили стать различные силы. Претендентами на получение собранных налогов – ясака вместо Сарая пожелали стать Владимирское, Московское княжества.

Также вмешался Великий Новгород, организовавший ряд походов ушкуйников. Серии походов новгородцев, устюжан на булгарские города продолжались в XIV – начале XV веков, сопровождавшись разорением и сожжением ряда городов и сел на Каме. Согласно Никоновской летописи, в 1359 году новгородские ушкуйники (ушкуй – речное судно на веслах) ограбили Джукетау. Его жители подали жалобу ордынскому хану Хызру, потребовавшему от Великого князя владимирского выдачи разбойников. Русские князья: великий Владмирский, Нижегородский, Ростовский, – собравшись на съезд в Костроме, выдали ушкуйников в Орду, где их казнили.

Булгары принимали участие в выяснении отношений русских князей между собой. В борьбе московского князя с суздальским последнему помогали булгары. Это во многом повлияло на расстановку политических сил в регионе, и стало причиной походов московских войск против Казанского ханства.

Поход войск московского князя Юрия Звенигородского в 1395 году также сопровождался опустошением булгарских городов. В 1409 году новгородский посадник Анфал с дружиной пошел на булгарские земли, но на Каме был пойман и разбит.

В 1401 году около города Циберцы (Чиберче) произошло столкновение с войсками московского великого князя Василия. На стороне казанцев были мордовские князья. В 1411 году произошло сражение в Лыскове около Нижнего Новгорода (Ибрагим шахаре) между московским князем Петром Дмитриевичем, с одной стороны, и суздальскими князем Данило Васильевичем, нижегородскими и казанскими князьями.

В 1431 году при правлении великого князя московского Василия II Васильевича князь Федор Пестрый был воеводой в походе на волжских и камских болгар, в результате чего окончательно разрушил столицу Великий Булгар.

Могильные надписи

Свидетельством влияния Джукетау на окружающие территории как крупного ремесленного центра является локальный вариант булгаро-татарских эпиграфических памятников. При обследовании мусульманских кладбищ города Чистополя было выявлено 66 могильных камней с надписями, имеющими большую историческую и художественную ценность. Часть их относится золотоордынскому периоду. Приведем несколько примеров.

– 711 г. по хиджре (1311/12 г.)

Он (Aллах) живой, Который не умирает, а все живущие, кроме Него, умрут!

Это место погребения Исмагила, сына Маджар-кази, давшего воспитание ученым, любившего набожных, воздвигавшего мечети, совершившего множество благих дел,

Да будет милость Аллаха над ним обширною! Скончался двадцать второго раджаба семьсот одиннадцатого года. Смерть – дверь, и все люди войдут в нее!

– 731 г. по хиджре (1330/31 г.)

Он Всевышний (Аллах) живой, Милосердный, Милостивый, Который не умирает, все живущее умрет! Это место погребения Ибрагима сына, Исхака, Скончался десятого дня месяца рамазана семьсот тридцать первого года.

– 709 г. по хиджре (1309/10 г.)

Верховный суд принадлежит Всевышнему! Всякая душа вкусит смерть, после вы вернетесь к нам (Аллаху)! Пример благочестия высокочтимый Амирхазар, сын Мухтара, ушел из жизни в четверг месяца зуль-каада, семьсот девятого года. Да будет ему обширной милость Всевышнего!

Хасан Хусаинов

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями на Facebook!

Социальные комментарии Cackle