• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что говорил Ш. Марджани о занятии музыкой и поэзией?

Время чтения: 5 мин
4459

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Составители сборника включили в него отрывки из трудов богослова по злободневным вопросам Ислама, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Автор его Хасан-Гата Мухамметович Габяши (1863-1936) - выдающийся религиозный и общественный деятель, богослов, ученый-тюрколог. В свое время трижды избирался членом Оренбургского магометанского духовного собрания и исполнял обязанности кадия. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Муфассал тарих каум тюрки» («Подробная история тюркских народов»). Вот как Х-Г.Габяши оценивает труды Марджани.

Islam-Today предлагает вниманию читателей окончание статьи.

С другой стороны имеется несколько веских доказательств того, что арабское слово «лягу», обозначающее «многословие, продолжительная беседа», а также «лягб», то есть «игра на музыкальном инструменте» не являются запретным – харамом. В Священном Коране, к примеру, обо всем сущем, обитающем на земле сказано «лягу ва лягб». Здесь подразумевается аят, в котором говорится «воистину, жизнь на этом свете всего лишь забава, смех».

Ведь там мы не находим категоричного утверждения: «Будет для вас благом, если вы отстранитесь от продолжительных бесед, доставляющих вам удовольствие».

Известен хадис, который передал Ибн Умар: «Я просил Всевышнего, чтобы Он не подвергал наказанию детей адамовых за их бессмысленные речи, славословия и Он внял моей просьбе».

Ибн Абу Шуэйб ва Даракутни передает высказывание Анаса: «В беседе стремитесь доставить удовольствие собеседнику, воистину я не желаю, чтобы вера была вам в тягость».

Намеки на подобные мысли можно встретить и в риваятах Бейхаки Муталлиба ибн Абдуллаха. В суфийской поэзии есть строки: «Ты не ведаешь о чем поют най и гуд (здесь наименование музыкальных инструментов), ведь воистину каждый предмет по своему возвеличивает, славит Аллаха, однако их язык известен только этим вещам».

В книге Имама Газали «Ихъяэуль-голумид-дин» приведены довольно продолжительные повествования, посвященные музыке и сие наглядно свидетельствует, что не может быть и речи о ее недозволенности.

Стихи по Шариату в своей основе и не запретны и не разрешены, то есть нейтральны. Об этом четко сказано и в книге «Фатава Хиндия». В поэзии встречаются слова, строки, которые являются «мубах» - нейтральны, но есть и слова «макрух» то есть порицаемые.

Известный ученый Абу Джагфар ат-Тахави в своей книге «Маганил асар» ставит вопрос ребром: «Стихосложение – порицаемо или напротив?». И ответу на этот вопрос посвящает целую главу, в которой приводит хадисы и все доводы «за» и «против» и в итоге приходит к следующему выводу: «Из приведенных достоверных источников становится ясно, что стихосложение разрешено, ведь сам Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) не вводил запрета на занятия поэзией».

Таким образом, в книгах ученых прошлого встречаем подобные утверждения и это не значит, что улемы, которые являются их последователями должны закрывать глаза на эти вещи и трактовать музыку и поэзию весьма однобоко и не обращать внимание на облагораживающую душу, расширяющую кругозор и иные их полезные свойства. Музыка и поэзия воспринималась как недозволенное – харам, тем самым чинилось препятствие должным образом воспользоваться ими, вследствие чего они изгонялись в непристойные места. Здесь считаем уместным привести и такой пример, когда музыка и поэзия смягчают нрав, заставляют мыслить и способствуют для сближения людей.

Для этого обратимся к одному историческому факту. Автор известной книги «Таварихе хамса» на 175 странице отмечает следующее: «Среди нугаев и казахов, которые являются искусными музыкантами, довольно популярна мелодия, насыщенная нотками сожаления и тоски по двум родственным душам, братьям по крови, которые из-за разногласий и вражды должны вести непримиримую борьбу между собой. Она основана на реальном историческом факте, когда Улуг Мухаммед хан повержен и вынужден отступить из города Сарай, а Кучук Мухаммед, напротив, торжествует ведь он возведен на трон и собирается отпраздновать свою победу вместе со своими близкими и друзьями. И вот во время веселья звучит мотив, который до этого где-то он уже слышал.

Виновник торжества спрашивает у своих визирей, что это за музыка и ему отвечают, что это напевы о том, как разошлись, разъединились два ханзаде. Мотив задевает самые тонкие струны Кучук Мухаммеда и он осознает, что глубоко сожалеет о том, что из-за сиюминутной славы, благ этого бренного мира, которые не стоят и ломаного гроша, вступил в смертельную схватку со своим родным братом Улуг Мухаммедом, готов был его поймать и казнить собственной рукой! Он уже после торжества намеревался отправиться с войском в погоню за беглецом.

Прослушав эту песню хан, отказался от этой идеи и распустил своих всадников отдыхать. Впоследствии и до Улуг Мухаммеда дошла эта весть, о том, что его брат сожалеет о содеянном, и он также встал на путь примирения. Он основал город Казань и стал налаживать прерванные узы родства, дружить и поддерживать друг друга. И вправду, эта мелодия настолько прекрасна и трогательна, что у слушателей невольно наворачиваются слезы

В наше время нет необходимости углубляться в дискуссию о пользе музыки и поэзии ведь это очевидно. И все же встречаются люди с заскорузлыми взглядами, которые никак не приемлют их достоинств. Именно по этой причине некоторые боязливые или ставящие свои интересы превыше всего муллы не решаются  довести до людей все, что знают о музыке  и стихосложении.

Несмотря на все это Марджани милостью Аллаха имел смелость высказать свое мнение и  выступить открыто с фетвой против всех, кто хором призывал «не делать халялем то, что является харамом!».

С книгой «Марджани» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle