«Черный дрозд» и распространение новой музыки в Европе
Фото: Pixel-Shot/ shutterstock.com
Начало: Как арабы повлияли на формирование музыкального вкуса и традиций Европы
Заметное влияние на распространение новой музыки в Европе оказал Зирьяб, известный как «Черный дрозд» из-за мелодичного голоса и смуглого цвета лица.
Настоящее имя этого выдающегося музыканта − Абуль-Хасан Али ибн Нафи. Историки пишут, что он был учеником самого известного музыканта того времени Исхака Маусили.
Зирьяб жил в Багдаде при халифе Харуне ар-Рашиде, потом, из-за разногласий с учителем, перебрался в Тунис, а затем уже в Кордову. Приезд Зирьяба в Кордову совпал с восшествием на трон Абдур-Рахмана II, который прославился как покровитель искусств. Благодаря своим талантам и щедрому патронажу эмира, Зирьяб имел невероятный успех в Андалусии.
Зирьябу приписывают многочисленные нововведения в различных сферах придворной культуры.
Считается, что он привёз в аль-Андалус всё великолепие и роскошь багдадского двора, представленные последними достижениями Востока в области музыки, придворной моды, а также в сфере кулинарии, став образцом для подражания. В результате его деятельности была проведена полная переориентация культурной, в первую очередь, придворной жизни.
Он придал двору эмира характер пышных резиденций Востока. Как сочинитель музыки, певец, поэт, Зирьяб был гениален, оставив не потерявшее актуальности и после его смерти обширное музыкальное наследие. Число его сочинений доходило до десяти тысяч.
Зирьяб занимался усовершенствованием музыкальных инструментов, в частности, уда, многие разновидности которого изготавливал сам. Позже, в XI веке, именно под влиянием зирьябской музыкальной школы в Севилье открылись специальные мастерские, где изготовлялись почти все инструменты, бывшие тогда в обиходе.
Музыка: слушать или отказаться?
Фото: Gallks/ shutterstock.com
Андалусия станет центром производства музыкальных инструментов, которые постепенно через Францию распространяются и в другие европейские страны. Слова лютня, ребек, гитара и орган происходят от арабо-ирано-курдских слов.
Во многом благодаря Абдур-Рахману Второму, Зирьяб создал одну из лучших музыкальных школ в Кордове. Она принимала на обучение как мужчин, так и женщин, и её студенты были очень популярны среди аристократии того времени.
Зирьяб разделил курс обучения на три этапа. На первом этапе главное внимание уделялось ритму, метру, поэтической структуре песни как основе инструментального аккомпанемента.
Главная задача ученика заключалась в декламации поэмы под аккомпанемент ударного инструмента, с целью усвоения различных ритмических формул и, особенно, правил расстановки акцентов. На втором этапе в центре внимания была мелодия и законы её построения, третий этап посвящался умению применять и вводить «глоссы» − технике варьирования.
Это была высшая ступень обучения, на которой происходило освоение искусства импровизации: использование оттенков, украшений и других средств выразительности, − то, что повышает качество и творческий потенциал артиста как певца и инструменталиста.
Традиция турецкой военной музыки восходит к XIII веку. Считается, что первый военный оркестр был направлен Осману I от султана сельджуков Аладдина III в подарок. Понятие военного оркестра, близкого по составу к современному, появляется в Османской империи в XVI веке.
Военный оркестр сопровождал султана в его походах. Он появлялся в гуще боя, чтобы воодушевить солдат и устрашить врага. У элитной армии янычар было от шести до девяти музыкантов с такими инструментами, как барабаны, кларнеты, треугольники, тарелки и военные литавры. Они перевозились на спинах верблюдов.
Сначала военная музыка воспринималась европейцами как «варварская», ее считали дикой, рычащей, гремящей.
В 1683 году янычары потерпели поражение под стенами Вены и оставили там, отступая, свои музыкальные инструменты. Говорят, что это и привело к созданию европейских музыкальных оркестров.
Незаконченную симфонию Бетховена допишет искусственный интеллект
Фото: Pavel Korotkov/ shutterstock.com
В начале XVIII века на них возникает своего рода мода. В 1720 году полный комплект янычарских инструментов получил в дар от турецкого султана польский король Август II. В 1725 году русская императрица Екатерина I выписала из Константинополя турецкий военный оркестр.
Влияние «янычарской музыки» как специфического тембрового комплекса на европейскую оперную и симфоническую музыку было очень заметным. Тарелки и треугольники, малые барабаны появились в оперном оркестре. Произведения В.А. Моцарта «Похищение из сераля», и «Военная симфония» Гайдна, увертюра и марш Бетховена к пьесе Коцебу «Афинские развалины» − лучшие образцы сплава классической европейской и янычарской музыки.
С середины XIX века, по мере военно-политического упадка Османской империи, стало падать и влияние янычарской музыки в Европе.
В настоящее время она носит в Турции в основном историко-этнографический характер. При Военном музее в Стамбуле есть ансамбль из турецких военных, который выступает в стиле традиций янычарской музыки.
Фото: Turkey Photo/ shutterstock.com
Исламский калейдоскоп: от архитектуры до музыки
Ихсан Кышкаров