Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Болливуд в мусульманском антураже

Время чтения: 4 мин
6313

Было бы удивительно если бы Бомбейская киноиндустрия, которая во всем мире больше известна как «Болливуд» прошла мимо мусульманской тематики, ведь более 150 млн населения страны  – мусульмане.

Неудивительно, что исламская тема активно  эксплуатировалась и эксплуатируется индийской «Фабрикой грез», задающей стандарты красоты и эстетики, хорошего и плохого, традиционного и современного не только на Индийском субконтиненте, но и в других странах Юго-Восточной Азии.

При этом фильмы Болливуда используют скорее некий исламский контекст – культурно-историческую  оболочку, не стремясь раскрывать ислам как религиозную систему.

Кинокритики Ира Башкар и Ричард Аллен, написавшие книгу «Исламские культурные мотивы в Бомбейской киноиндустрии» (Islamicate Cultures of Bombay Cinema) выделяют четыре основных жанра в фильмах на исламскую тематику: любовная история,  классическая социальная драма, исторические фильмы и «Новая волна» фильмов на социальную тематику.

Авторы отмечают, что Болливуд до сих пор придерживается некоторых этических ограничений, уходящих корнями в «идеологию Неру», когда правящая партия «Индийский национальный конгресс» подчеркнуто декларировала секулярный и национал-патриотический  характер индийского общества. Кино, как «важнейшее из искусств», участвующее в реализации национального проекта и оказывающее сильное влияние на сердца и умы,  должно демонстрировать приверженность общенациональным ценностям, поддерживать и культивировать их, жестко осуждая отклонения от «генеральной линии».

Так, фильмы на историческую тематику представляют мусульманских правителей Индии как патриотов своей родины, не делая акцента на их «зарубежное» происхождение. Еще одна тема, затрагиваемая в них – справедливость. Такие фильмы как «Пукар» (Зов) 1939 года, пересказанная на индийский лад история Ромео и Джульетты, перенесенная под своды дворца Великих Моголов, «Мирза Галиб»( 'Mirza Ghalib') -об известном индийском поэте (1957), «Великие Моголы» ('Mughal-e-Azam')  (1960), и «Джодха и Акбар»( 'Jodha Akbar') 2008 года выпуска со звездой Болливуда, вырвавшейся на  мировой простор – Айшвараей Раи, полностью соответствуют критерию «индийскости» правителей и их верности долгу и справедливости.

Яркие образцы любовной драмы с мусульманским антуражем – такие фильмы как  «Чистая» ('Pakeezah')  (1971), «Любимая Умрао» ('Umrao Jaan') (1981), «Куртизанка» ('Tawaif') (1985), «Сардари Бегум»  'Sardari Begum' (1996),  и римейк  'Umrao Jaan' 2006 года выпуска. Впрочем, эти фильмы несвободны от штамбов и стереотипов «о несчастной судьбе угнетенной мусульманской женщины», но в подавляющем большинстве случаев они забиваются  чисто индийской экзотикой и своеобразным чувством эстетики, свойственным, пожалуй, лишь индийцам. Как тут не вспомнить анекдот: «бывают фильмы хорошие, бывают плохие, а бывают – индийские».

Классическая социальная индийская драма в мусульманском антураже о столкновении старого с новым и консерваторов с модернизаторами представлена таким фильмами как «Наджма» ('Najma' (1943), «Полная луна» ('Chaudhvin ka Chand' (1960), «Моя любимая» ('Mere Mehboob' (1963). В них также обыгрывается тема угнетённой мусульманской женщины, которую прячут взаперти и которой нужно дать образование. Кроме этого в них красной нитью проходит мысль, что мусульман Индии надо заставить активнее участвовать в строительстве новой современной светской и плюралистической Индии.

Четвертый жанр – «Новая волна» социальной драмы на околомусульманскую тематику затрагивает темы социальной дискриминации, экономического неравенства и межобщинного насилия, с которыми индийские мусульмане сталкиваются в своей повседневной жизни. В них показаны противоречия, возникшие в стране в ходе реализации «проекта Неру» по строительству новой Индии и вызовы, перед которыми оказалось сложносоставное, многонациональное и мультирелигиозное индийское общество, а также фактическое забвение этого проекта политиками-популистами, стремящимися получить лишь голоса избирателей.

Результатом их действий становится растущая враждебность между  национальными и религиозными меньшинствами страны. И это в первую очередь, касается индийских мусульман. Среди фильмов «Новой волны» стоит отметить «Обжигающие ветры» ('Garam Hawa') (1973),»Не плачьте по Салиму» ( 'Salim Langde pe Mat Ro' (1989), «Маммо»( 'Mammo' (1994) (первый фильм (второй  -«Сардари Бегум» ) так называемой «мусульманской трилогии», третий фильм которой  –«Зубейда» (2001) и «Атмосфера» ( 'Fiza') (2000).

С другой стороны следует отметить, что при всей своей смелости и новизне, касаясь животрепещущих тем, таких как невыносимые социальные и экономические условия, в которых существует подавляющая часть индийского общества, полицейский произвол и широко распространенная коррупция, болливудская кинопродукция старается не затрагивать такого культурного табу как религиозная этика и браки между представителями различных религий и не критиковать «проект Неру».

Фильмы на околомусульманскую тематику вольно или невольно выполняют одну важную социальную функцию: показывают существование обширного мусульманского сообщества с продолжительной историей в Индии, которое уже одним своим существованием противостоит планам индийских националистов и служит важным элементом в сохранении стабильности внутри страны.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle