• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Аббасидский Халифат - политическая история

Время чтения: 35 мин
19531

Империя, правившая между 750-1258г.г. Основана потомками Аббаса (да будет доволен им Аллах) – дяди Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует)

 

Политическая история

Ввиду того, что этот халифат берет свое имя от имени дяди Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) - Аббаса бин Абдульмутталиба бин Хашима (да будет доволен им Аллах), этот халифат называют также Хашимитским.

                В исламском мире, после прихода к власти Аббасидов на смену Омеядам, произошло много изменений в управленческой, военной, политической и научной сферах. 750 год, год  восхождения на престол Аббасидов, стал одним из наиважнейших поворотных пунктов в Исламской истории. Приход к власти Аббасидов стал возможен в результате действий большой организованной группы и координированной агитации со стороны лидеров этих групп, среди тех слоев населения, которые не были довольны правлением Омеядов. Политические взгляды и законы, по которым на протяжении ста лет жили Омеяды, породили множественные недовольные властью массы, среди сильно разросшегося исламского общества, которые в итоге и способствовали потере власти Омеядами.

                Исламское государство, созданное Пророком Мухаммадом (Да благословит его Аллах и приветствует), в основе своей состояло из арабов и на территории этого государства проживало малое количество «немусульман». В результате завоеваний, сделанных во времена праведных халифов, территория ислама распространилась на Египет, Сирию, Ирак и Иран. Завоевательные походы продолжались и при Омеядах и границы халифата достигали Андалузии и внутренних районов Средней Азии. Арабские завоеватели признавали право местных жителей на исповедание своей религии и тогда они выплачивали джизью (налог с «немусульман»), а местные жители принявшие ислам, становились обладателями тех же прав, что и арабы. Данное правило было взято непосредственно из «тела ислама» и неукоснительно соблюдалось во времена Праведных Халифов. Однако Омеяды вместо предусмотренного исламом главенства государства, привнесли правление, опирающееся на определенную когорту людей – арабов по национальности, таким образом, широко раскинувший свои границы Халифат, мало-помалу стал государством, опирающимся на этническую группу. Во времена Омеядов арабы стали обособленным социальным классом, они были освобождены от земельного налога и только арабы набирались в армию для основания новых приграничных городов. Большинство военачальников – арабы, и только они получали всяческое денежное довольство, ежемесячные, годовые жалования, доли из военных трофеев и пр.

                В завоеванных землях, население, принявшее ислам, но не являющееся арабами, являлись своего рода людьми «второго сорта» в плане социальных, экономических и карьерных возможностей. Эти люди теоретически имели те же права, что и арабы, но в реальности все обстояло не так. Несмотря на то, что они являлись мусульманами, для пополнения казны с них собирали всяческие налоги, доходило до того, что с них собирали «джизью» - налог, который должны платить не мусульмане. Для завоевательных войн их брали в солдаты, но их вознаграждение было меньше, чем у воинов-арабов и доля в трофеях была также меньше. Такая политика по отношению к мусульманам-неарабам проводилась халифами Омеядов и хоть и была отменена халифом Умаром бин Абдульазизом, но после его смерти вновь была возобновлена. Такая практика стала причиной появления сильной оппозиции по отношению к действующей власти.

                Как показала история, события, случившиеся после смерти халифа Османа (да будет доволен им Аллах), стали причиной возникновения смут в Исламском мире на многие века вперед. Омеяды в лице основоположника этой династии, наместника в Сирии Муавия бин Абу Суфьяна отказались присягнуть халифу Али по причине того, что убийцы Османа (да будет доволен им Аллах) еще не были найдены и наказаны. Но по причине событий, начавшихся с этого момента, случилась Верблюжья битва и битва при Сыффине, где мусульмане воевали между собой и проливали кровь своих братьев. После смерти халифа Али (да будет доволен им Аллах) и отречения от халифата его сына Хасана (да будет доволен им Аллах) в 661 году стало очевидно «халифатство» Муавии (да будет доволен им Аллах). Однако сторонники Али (да будет доволен им Аллах) встали в жесткую оппозицию к действующей власти. Жесткие действия наместника Муавии в Ираке Зияда бин Абиха только усилили напряженность в отношениях сторон. Трагедия возле Кербелы, приведшая к убийству хз. Хусейна  (да будет доволен им Аллах) в 680 году, еще больше ожесточила борьбу против власти. Довольно быстро шиитское учение получило широкое расспространение и сторонники шиитов появились в большом количестве в восточных областях Халифата. Мусульмане-неарабы благоприятно восприняли мысль о законном халифе из числа потомков Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как того требовали шииты. Таким образом, случилось объединение мусульман-неарабов с шиитами для борьбы против Омеядов, находящихся у власти. Кроме всего прочего, хариджиты, появившиеся после битвы при Сыффине, периодически поднимали бунты, что потихоньку снижало авторитет государства.

                Одним из слабых мест Омеядов было то, что постоянная борьба между арабскими племенами не была прекращена и более того, сами Омеяды были вовлечены в эту борьбу. Эта борьба заключалась во взаимной вражде «северных» и «южных» арабов. Межплеменное соперничество и войны закончились было с принятием Ислама, однако политические и экономические выгоды после завоевательных походов стали причиной того, что старая вражда вспыхнула с новой силой. Первые конфликты (т.е. уже после принятия ислама) между северными и южными племенами, случились во время правления Муавии (да будет доволен им Аллах). В периоды ослабления авторитета центарльной власти эти конфликты перетекали в кровопролитные столкновения.  

                После смерти халифа Язида встал вопрос о новом халифе. «Южные» арабы из племени Кельб поддерживали Марвана бин Хакама из семьи Омеядов, «северные» арабы из племени Кайс поддерживали Абдуллу бин Зубейра. Кровопролитная война этих двух племен в 684 году при Марджахиме окончилась победой Бану Кельб, т.е Омеядов. В этой войне Омеяды утратили свой нейтралитет и приняли непосредственное участие в межплеменных войнах. Позднее, при халифе Валиде I (705-715) усилились позиции племяни «Кайс», которое поддерживало Хаджджаджа, в противовес ему, йеменцы поддерживали брата Валида, Сулеймана. Йезид III, который стал халифом после Валида II, сыграл самую важную роль в отстранении от престола своего предшественника и сделал это, как раз заручившись поддержкой йеменцев. Тот факт, что халифы стали обращаться к такому методу, привело к тому, что они стали представителями ограниченной кучки людей, а не халифами единой и цельной Империи. Это привело к их скорому падению. 

                Среди причин ослабления Омеядов, нужно упомянуть также и о внутренних разногласиях в правящей семье, возникших после низвержения Валида II. С этим связано и разделение на два лагеря Сирии, в которой долгие годы правили Омеяды. Это противостояние привело к тому, что последний из Омеядских халифов Марван II покинул Дамаск и столицей халифата сделал Харран. Так же не стоит забывать, что последние халифы не показывали больших успехов в деле развития халифата.

                Помимо всего этого еще одной разрушающей силой являлись Аббасиды. Аббасиды мастерски использовали все условия для обретения Халифата и делали медленные, но верные шаги к своей цели. Воспользовавшись неудовлетворенностью населения, распространившейся на территории всей Империи, Аббасиды в короткий срок оказались у руля протестных движений. Хоть его именем и был впоследствии назван халифат, сам дядя Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) Аббас (да будет доволен им Аллах) и его сын Абдулла не участвовали в политических маневрах, а занимались распространением знаний. Сын Абдуллы Али также выбрал путь своего отца и деда, однако испытывая давление со стороны Валида I, был вынужден покинуть Дамаск в 714 году и поселиться в местечке Хумайма, который располагался на пути следования паломников из Сирии. Как раз из Хумаймы и началась вестись агитация, возможно, самая старая и самая утонченная в политическом противостоянии.

                Еще до того, как Аббасиды начали что-то предпринимать, шииты, являющиеся реальной силой в Хорасане, уже действовали. Шииты хотели, чтобы халиф был из семьи Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). В тот отрезок времени шииты сплотились вокруг Абу Хашима, сына Мухаммада бин Ханафи, который был третьим сыном четвертого праведного Халифа Али (да будет доволен им Аллах). Абу Хашим переехал в Хумайму и вошел в контакт с Аббасидами. По одной из версий, он завещал «имамат» после своей смерти Мухаммаду бин Али бин Абдуллаху. Таким образом, Аббасиды еще в самом начале своих действий заручились поддержкой шиитов.

                Агитация Аббасидов и их тайные действия начались в 718 году из Куфы. Исторические источники указывают на то, что движение началось в 100 году по Хиджре (718) и распространялась от арабов к арабам. Однако сказать что-то конкретное по этому вопросу очень сложно. К тому же данные о первых действиях очень запутанны. В первые времена Аббасиды получили тяжелые удары от Омеядов, однако не отказались от своих действий. Движение Аббасидов проистекало тайно, имея в своей основе 12 «накибов» (глава, старейшина) и стоящие под ними 70 «даи» (проповедник).

                Первых успехов в Хорасане добился проповедник-агитатор по имени Хидаш. Являясь сторонником радикальных идей, он в короткое время собрал вокруг себя множество единомышленников. Шииты из Мерва также присоединились к нему. Несмотря на некоторые успехи, Хидаш был пойман и казнен в 736 г. В тот же год, еще до восстания Хидаша умер Али бин Абдулла бин Аббас и вместо него движение возглавил его сын Мухаммад бин Али. Мухаммад приложил еще больше сил для усиления движения Аббасидов. Он с одной стороны не признал заслуги Хидаша, а с другой, все совершенные ошибки протестного движения списал на него, и тем самым обеспечил стабильность своего авторитета. Старейшины и проповедики Аббасидов называли себя не столько оппозицией халифа, рвущейся к власти, а называли себя тем средством, с помощью которого Аллах совершит желаемые перемены. Аббасиды заявляли, что они та истина, которая борется с бесчинством и присягу принимали не на свое имя, а во имя того члена семьи Пророка, который присоединится к ним и возглавит их движение чуть позднее.

                26 августа 743 года умирает имам Мухаммад бин Али бин Абдуллах и согласно его завещания, его место занимает его сын Ибрахим. Ибрахим, приняв бразды правления революционным движением в Хорасане, отправляет туда в 745 году Абу Муслима, назвав его представителем «священной семьи». Национальность Абу Муслима доподлинно не известна, но больше вероятности того, что он был арабом. До того, как присоединиться к Аббасидам он жил в Куфе, как раб или как вольноотпущенный. Несмотря на его молодой возраст, он привлек к себе внимание лидеров движения и кто-то из старейшин посоветовал имаму Ибрахиму бин Мухаммаду, привлечь Абу Муслима в ряды Аббасидов. Ибрахим приблизил к себе Абу Муслима, направил его мысли в нужное русло и отправил в Хорасан как своего представителя.

Приезд Абу Муслима в Хорасан и начало его управления движением Аббасидов, стало поворотным событием революционного движения. В это время противостояние арабских племен в Хорасане дошло до степени открытой войны. Абу Муслим объезжал все города Хорасана, охваченные революционными настроениями, стал лидером шиитов после смерти их главного имама Сулейман бин Касир аль Хузаи и поддерживал постоянную связь с имамом  Ибрахимом. В конце концов, в 747 году в Сафизандже, городе, где проживало большое количество сторонников Сулейман бин Касира, был вывешен черный флаг, посланный Имамом Ибрахимом. Какое то время Абу Муслим оставался в Сафизандже, оттуда он направился в Алин, а после в Махиян. Абу Муслим, не дав сторонникам Омеядов возможности собраться вместе, атаковал и занял Мерв, в то время столицу провинции Хорасан. Градоначальник Мерва – Наср бин Саяр был вынужден отсупить в Нишапур. В итоге такие города, как Мерв, Мервуруз, Герат, Наса и Абиверд были заняты Аббасидами. В это же время, возвращающийся от Ибрахима, новоназначенный главным командующим войск Аббасидов, Кахтаба бин Шабиб, победил Насра бин Сайяра возле местечка Тус. Отныне силы Омеядов в Хорасане были сломлены. В июне 748 года Наср покинул Нишапур и Абу Муслим перенес туда свой центр.

Наср и арабские племена, сплотившиеся возле него, попытались удержаться в городе Кумис. В это время Халиф Марван II приказал наместнику в Ираке Йезиду бин Умар бин Хубайру послать в Хорасан дополнительные силы для помощи Насру, однако посланные войска были разбиты, не успев соединиться с Насром. Кахтаба и его сын Хасан блокировав Кумис, направились на запад и захватили Рэй и Хамадан. Весной 749 года Наср потерпел поражение у Исфахана и для Кахтабы дорога на Ирак стала открытой. Он отправил вперед своего сына Хасана, а сам следовал за ним. Хасан обошел Ибн Хубейру, который устроил штаб в Джелуле, перешел Тигр и пошел в направлении Куфы. Кахтаба же, 27 августа 749 года совершил молниеносный бросок на штаб Ибн Хубейры и разбил его, Ибн Хубейра вынужден был отойти в город Васыт. В эту ночь был убит Кахтаба, который принес первые военные победы Аббасидам, командование принял его сын Хасан и 2 сентября он захватил Куфу. Отныне скрытая администрация Аббасидов в Куфе могла выйти на оперативный простор. Абу Салама аль Халляль, в звании визиря семьи Пророка, перестал скрываться и взял управление на себя. Аббасиды же приняли решение, что подошло время для открытой борьбы за халифат. В то время как в Хорасане активно шли революционные действия, Халиф Марван арестовал Ибрахима и отправил его в Харран. Согласно преданиям, Ибрахим завещал свою миссию своему брату, Абу Аббасу. Семья Аббасидов после захвата Куфы приехала туда, однако в Куфе их встретили не особо тепло.

Абу Салама пытался протянуть время, так как Али удерживал его сына. Понявшие это жители Хорасана, присягнули Абу Аббасу. Присяга была принята 28 ноября 749 года, в пятницу, в центральной мечети Куфы. Абу Аббас в своей первой проповеди в качестве халифа постарался доказать, что право быть халифами принадлежало Аббасидам, приводя различные доказательства. Аббасиды с первых дней подготовки переворота пытались показать, что они заодно с шиитами и не показывали своих истинных намерений. Но получив власть, Аббасиды повернулись к ним спиной. Абу Аббас перенес свой штаб в Хаммам Айн, подальше от Куфы, в котором в большом количестве проживали шииты и с помощью Абу Муслима избавился от Абу Саламы и Сулеймана бин Касира.

Когда Кахтаба и его сын Хасан продвигались к Куфе с юга, в тоже время второе войско под командованием дяди Абу Аббаса, Абдуллы бин Али шли на Сирию с севера. Халиф Марван II собрал большое войско из арабов Сирии и аль-Джазиры и встретил войска Абдуллы у реки Большой Заб. Сражение началось 16 октября 750 года и продолжалось 10 дней. По причине внутренних разногласий в войсках Марвана воины Абдуллы одержали победу. Марван же, потерпев поражение, отступил сначала в Харран, но поняв, что не сможет там долго оставаться направился в Дамаск, а оттуда в Абуфутрус в Иордании. Абдулла бин Али, не встречая никакого сопротивления, подошел к стенам Дамаска и после короткого боя захватил город. (26 апреля 750 года). Войска, преследующие Марвана, настигли его у местечка Бусир в Верхнем Египте, и во время боя в августе 750 года Марван был убит. Ближе к концу 750 года, когда сдался проживающий в Васыте, Ибн Хубайра, Омеядский Халифат прекратил свое существование.

После успеха переворота и прихода к власти Абасидов, во всех концах Империи зверски казнили представителей Омеядов. Доходило до того, что пытались «отомстить костям» прежних халифов,  были вскрыты могилы всех халифов, кроме могил Муавии и Умара бин Абдульазиза (да будет доволен ими Аллах). Самое большое преступление, совершенное по отношению к Омеядам, произошло в Сирии, где в то время был Абдулла бин Али. Абдулла пригласил в гости представителей семьи Омеядов, которые проживали в  Абуфутрусе. Во время обеда, Абдулла, неожиданно разгневавшись на одну из строк прочитанного стиха, приказал убить 80 человек из числа Омеядов.

Высказываются разные мнения о характере Аббасидского переворота и о мотивах его исполнителей. Некоторые западные историки 19 века считают борьбу Аббасидов и Омеядов, борьбой с национальной подоплекой между арабами и иранцами. Однако более поздние исследования опровергли эту точку зрения, т.к. пусть даже революционное движение и началось в Хорасане, где большинство населения это иранцы и первые успехи были сделаны там же, однако во главе этого движения были арабы. Из двенадцати старейшин, восемь арабы, четверо «неарабы». Кроме того, в Хорасане проживало много арабов и большинство из них заняли свои места в войсках Аббасидов. Как и говорилось выше, переворот Аббасидов удался благодаря объединенному движению различных частей общества – противников династии Омеядов. Сила, придавшая импульс движению и приведшая его к успеху, опиралась не на шовинизм, а на соединение интересов разных групп.

Придя к власти, Аббасиды были встречены как проводники идеалов и мыслей настоящего халифата, то есть государства, опирающегося на религию, впику Омеядам, которые олицетворяли «государство-имущество». Халиф на пятничном намазе одевал «джуббу» (плащ-накидку) Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). В своем окружении держал знатоков религии, с которыми советовался и которых взял под охрану государства. Несмотря на то, что Аббасиды, также как и Омеяды, мыслили мирскими категориями, они не забывали показываться народу религиозными и аскетичными.

Аббасиды устроили центр халифата в Ираке вместо Сирии. Первый халиф, Абу Аббас ас-Саффах, какое-то время жил в маленьком городке Хашимия на восточном берегу Евфрата. Но скоро перенес столицу в Анбар. Второй халиф Аббасидской династии и в полной мере основатель этой династии Абу Джафар аль Мансур основал новый город, который и стал постоянной столицей халифата, возле развалин старой столицы Сасанидов – города Мадаин в устье Тигра. Новый город назывался Мадинатуссалам, но все стали его называть названием старинного иранского поселения, которое находилось там же, -  Диянбагдад. Перенос столицы халифата принес важные результаты. С переносом столицы, центр тяжести управления сместился из средиземноморской Сирии в орошаемую, плодородную долину, место пересечения многих торговых путей, коим являлся Ирак, и влияние Ирана стало сильнее влияния Византии.

С приходом к власти Аббасидов, закончилась эпоха властвования арабов и в особенности сирийцев. Разница между арабами и мусульманами «неарабами» стерлась и местами «неарабы» даже превосходили арабов. Жители Хорасана, вынесшие на своих плечах тяжелую ношу переворота, заняли высокие посты в государстве. Лидер движения, Абу Муслим, имел большой авторитет и большие возможности. Первые Аббасидские халифы жили как бы в его тени. Халиф Мансур, не стерпев правления Абу Муслима, приказал его убить. Однако этим влияние иранцев в государстве не ослабилось. Визирская династия Бармакидов, долгое время была очень влиятельна, начиная с правления халифа Мансура. Сейчас же Бармакиды стали такими же могущественными, как и сам халиф. И только в 803 году Харун ар-Рашид нашел повод, чтобы устранить семью Бармакидов. Борьба за престол между сыновьями Харун ар-Рашида, Эмином и Ма’муном, после смерти отца, была в то же время борьбой могущества арабов и иранцев. Арабы поддерживали Эмина, и мать и отец которого, были арабами, а иранцы выступали в поддержку Ма’муна, так как его мать была наложницей иранского происхождения. В результате прихода к власти Ма’муна, арабов полностью отдалили от управления государством.

Ма’мун, в первые годы своего правления находился в Мерве и попав под влияние иранских деятелей, принимал решения, которые были вредны и для него самого. Однако, проистекание событий в негативном для него ключе, пробудило халифа и он был вынужден поменять свою политику. Первым делом он переселился в Багдад и взял управление в свои руки. События, которые произошли в то время, пока он был в Мерве, поколебали его уверенность в арабах и иранцах, ему были нужны новые кадры и новые силы, на которые он бы мог опереться. Тюрки, с которыми он имел возможность познакомиться во время пребывания в Хорасане, были единственной силой, способной противостоять влиянию арабов и иранцев и, с точки зрения политического опыта и военного умения, могли стать уравновешивающим элементом в империи. В последние годы своего правления, Ма’мун начал набирать тюрков в воинские части и сделал это частью государственной политики. Исторические источники указывают, что в последние годы правления Ма’муна в войсках халифа было от 8 000 до 10 000 тюрков и командный состав войска также состоял из тюрков.

После смерти Халифа Ма’муна, его брат Му’тасым взошел на пост халифа благодаря содействию тюрков. Он так же, как и его старший брат, продолжил привлекать отряды тюрков из различных стран и таким образом, за короткий срок, войска халифа, в большинстве своем, стали состоять из тюрков. В 836 году он основал город Самарра и перенес туда столицу Халифата и свои войска. Таким образом, началась «эпоха Самарры» продлившаяся до 892 года. Тюркские командиры постепенно стали занимать ответственные должности и иметь вес в управлении государством. Начиная с халифа Мутаваккиля, они ставили халифа из угодных им претендентов, а неугодных отдаляли от этой должности. С другой стороны, халифы старались избавиться от гнета тюрков и при каждом удобном случае убивали командующих из их числа. Это противостояние тюрков и халифов продолжалось вплоть до переноса столицы снова в Багдад в 892 году. Однако, перенос столицы халифата не привнес каких либо изменений в институт халифства, с точки зрения его авторитета и власти. Если при халифе Мутазыде ситуация и выправилась, то с его смертью все вернулось на прежние места. Только теперь, Халифат разрушало еще и соперничество между государственными чиновниками. Халиф Рази, в 936 году, для прекращения внутреннего соперничества назначил Мухаммада бин Раик аль Хазари на пост «амир уль-умара» (верховный главнокомандующий), наделив его большими полномочиями, схожими с полномочиями халифа.   Однако и этот ход не принес ожидаемого результата. К тому времени Империя стала разрозненной и приказы Халифа, в принципе, распространялись только на часть Ирака. Наихудшим же для Аббасидов стало занятие Багдада в 945 году Буидами (Бувейхиды). Бувейхиды – это шиитская семья из Ирана, к середине IX века они основали правление на территориях Персии, Хузистана (провинция на юго западе Ирана), Кирмана (провинция на юго востоке Ирана) и Джибаля. Под их давлением, Аббасидский халиф Мустакфи был вынужден передать пост верховного главнокомандующего Муеззидудауля Ахмеду из семьи Бувейхидов. Таким образом, Аббасидский Халифат попал под влияние шиитской семьи. Бувейхиды в течении века правили Багдадом, а халифы при них оставались в роли марионеток, потерявших весь политический и военный авторитет. Бувейхиды же держали халифов из числа Аббасидов лишь для обеспеченья видимости законности центральной власти и духовной власти над народом. Однако, они ставили халифами тех, кого сами считали нужным, а неугодных, без видимых усилий, могли оставить не удел. Теперь Багдад уже не являлся центром исламского мира. В середине  XI века Бувейхи растеряли свои силы и в это время Арслан аль Басасири начал читать пятничную проповедь в Багдаде от имени Фатымидского Халифата.

В тот период времени, когда делались попытки полностью искоренить Аббасидский халифат, в Иране появилась еще одна сила. Это были Сельджукские султаны, исповедовавшие суннитское вероучение. Произношение пятничной проповеди Арсланом аль Басасири от имени халифа Фатымидов привело Сельджукидов в действие. Султан Тугрул в 1055 году спас Багдад от Арслана аль Басасири и вернул Халифу религиозное уважение. Еще полвека халифы продолжали существовать под политическим правлением Селджукских султанов. Сельджукиды очистили от Фатымидов не только Багдад, но и весь Ирак и Сирию. В то же самое время, в Багдаде и других крупных городах основываются медресе, в которых дается отпор шиитской идеологии. Позднее, когда Сельджукиды начали внутренний спор за трон султана и ослабили свое влияние, Аббасиды приступили к действиям, направленным на восстановление физического могущества. Однако, Аббасиды, а в особенности наместники Халифа Насыра не имели столько сил, что бы претворить в жизнь его политику, поэтому Аббасидский халифат очень скоро опять вернулся на прежний уровень. В 1194 году Сельджукский султан Ирака Тугрул был побежден Харезмшах Текисом и территории под его владением перешли Харезмшахам. Аббасидские халифы остались один на один с Харезмшахами. Согласно некоторым источникам, Халиф Насыр решил, что новый соперник опаснее предыдущих и обратился за помощью к Чингизхану, который к тому времени захватил всю Азию. И в самом деле, Харезмшах Мухаммад, пришедший к власти после Алааддина Текиса, задумывал стереть Аббасидский Халифат с лица земли и только монгольское нашествие не дало ему исполнить задуманное.

Омеядские правители расширили границы исламской Империи от внутренних районов Туркистана до Пиренейских гор, от Кавказа до Индийского океана и Сахары. С такими границами эта Империя являлась самой большой в истории человечества. Но если взглянуть на условия той эпохи, становится ясно, что управлять такой Империей очень сложно. Так, с приходом к власти Аббасидов, с первых же лет их правления начались расколы. Сумевший спастись от расправы Аббасидов, Абдурахман бин Муавия, внук халифа Хишама, смог через Египет и Северную Африку уйти в Андалузию. Абдурахман воспользовался царившим на территории Андалузии беспорядком и с 756 года начал править как суверенный правитель. Халиф Мансур, хоть и собрал войска против Абдурахмана, но успеха достигнуть не смог, и Андалузия, таким образом, полностью отделилась от Империи. После независимости Андалузии постепенно вся Северная Африка распалась на независимые и полузависимые государства. Так, можно упомянуть «хариджитов» Мидраритов, получивших независимость в 758 году, Рустамиды в Западном Алжире откололись в 777 году, Идрисиды создали государство в Марокко в 789 году и Аглебиты, которые создали свое государство в Тунисе в 800 году.

Начиная с середины IX века, влияние Аббасидов не распространялось дальше Египта. Кроме того, тюркские племена Толуногуллары с 868 по 905 годы и Ихшидиты с 935 по 969 годы захватывали Египет и Сирию, сужая тем самым западную границу Империи. Ситуация в восточных провинциях не сильно отличалась. Начиная с 819 года Саманиты в Хорасане и Мавараннахре, с 821 года Тахириты в Хорасане, они хоть и находились номинально под властью халифа, реально же, были свободны в вопросах внутренней и внешней политики.  Саффариты, возникнув в 867 году в районе Систана, вели долгую борьбу с Багдатским халифом. Хамданиты Сирии и аль-Джазиры получили независимость в 905 году. Таким образом, ближе к середине IX века административное влияние халифа ограничивалось Багдадом и его окрестностями.

В эпоху Аббасидов часто случались восстания по политическим, экономическим и религиозным мотивам. Так в 752 году произошло восстание в Сирии, восставшие хотели восстановить права династии Омеядов. Восстание было быстро подавлено, однако сторонники Омеядов, считающие, что Омеяды когда-нибудь вернутся и восстановят справедливость, время от времени поднимали бунты, которые, впрочем, не достигали серьезных масштабов. Шииты, не могли смириться с приходом к власти Аббасидов, так как, большую роль в успехе переворота сыграли именно шииты и потому, они открыто заявляли о своих правах на халифат. Так Мухаммад ан-Нафсу-зЗакия и его брат Ибрахим, являясь потомками Хасана сына хазрата Али, начали действия по захвату власти. Долгое время они работали скрытно и спасаясь от преследования халифа часто меняли места проживания, но не выдержав давления на свою семью, вышли «из тени» и открыто выступили против халифа Мансура. Однако, в 762 году Мухаммад, а годом позднее и его брат Ибрахим, были пойманы и казнены. Восстания шиитов на этом не закончились, при каждом удобном случае они поднимали бунт, но результатов не добивались. Но, важнее всего этого, была серия восстаний, начатых в Иране под причиной убийства Абу Муслима в 755 году Халифом Мансуром. В какой-то степени, в основе этих бунтов лежали националистические идеи. Религиозно-идеологическая составляющая этих бунтов происходила из Ирана. После того, как весть о смерти Абу Муслима достигла Хорасана, предположительно один из ближайшего окружения Абу Муслима, некий полководец по имени Сунбаз захватывает Рэй и направляется на Хамедан. Сунбаз в битве с силами халифа, где то между Рэем и Хамеданом терпит поражение, бежит в Табаристан, однако его схватывают и казнят. Тогда же поднял бунт в Мавараннахре Исхак ат-Турки, тоже человек Абу Муслима, и два года войска халифа воевали против него. В 757 году случился бунт под предводительством Устазсиса, бунтовали Герат, Бадгис и Систан, закончился бунт арестом Устазсиза, через год после его начала. Самый опасный бунт Хорасана – бунт Муканны. Идеология Муканны была схожей с идеологией современных коммунистов, бунт под его предводительством был подавлен только в 789 году. Во времена правления халифа Махди произошло еще много бунтов с целью возрождения прежних религий Ирана. По причине этих событий было создано новое ведомство «Диван-у зенадык» (Совет по делам безбожников), которое занималось подавлением бунтов.

Один из важнейших бунтов с точки зрения охвата территории, продолжительности и оснащенности в, эпоху правления Аббасидов – это бунт Бабека аль-Хуррами. Сторонники Бабека, обладавшего достойными уважения качествами в политической и военной сферах, в большинстве своем были крестьянами. Бабек обещал им большие земельные наделы и свои обещания держал. Бабек поднял бунт в 816 году в Азербайджане, долгое время разбивал силы халифа, отправленные против него, тем самым еще более усиливая свое влияние, и, в конце концов, был пойман военачальником халифа Мутасыма, Афшином, тюрком по происхождению, и казнен в 837 году.

С другой стороны. Бунт Зендж, бунт темнокожих невольников в 869-883 годах случился по экономическим и социальным причинам. Невольники в районе Басры, занятые на работах на полях и плантациях, существовали в  очень тяжелых условиях. На бунт их поднял, раздавая всевозможные обещания, Али бин Мухаммад, который утверждал, что он происходит из потомков хазрата Али. Это движение очень быстро расширилось, обрастая новыми группами. Военное движение темнокожих поначалу было очень успешно. Захватив стратгически важные районы на юге Ирака и на юго-западе Ирана, они вошли в Басру и Васыт. Таким образом, они начали  угрожать и Багдаду. Этот бунт был подавлен с большими усилиями и в результате долгих боев.

Социальный кризис, в котором прибывала империя в начале X века, достиг своего апогея. Несмотря то, что бунт темнокожих рабов был подавлен, эффект от него продолжался еще долгое время и кроме того, активно распространялась идеология исмаилитов. В 901-906 году вооруженные группы исмаилитов, известные как «карматы», заполонили Сирию, Палестину и аль-Джазиру. В Бахрейне движение карматов развивалось еще опаснее, известно о том, что в их центре, городе аль Ахша проживало около 20 000 вооруженных сектантов. Карматы быстро продвигались на север и вошли в Куфу. В 929 году они напали на Мекку и увезли «Хаджар уль-Асвад» в аль Ахшу, вернуть камень обратно удалось только через 20 лет. Кроме того, они стали причиной беспорядков в Сирии. Правление карматов в Бахрейне продлилось до конца XI века.

Аббасиды не вели большое количество захватнических войн. Новая династия вместо расширения  и так широких границ, занялась проблемами внутреннего благополучия и преуспела в этом. Вместе с тем, после нескольких лет затишья после свержения предыдущей династии, Аббасиды возобновили походы на Византию. При халифе Мансуре  велись небольшие, по масштабу, действия в Анадолу. Третий Аббасидский халиф Махди с целью проучить Византийскую Империю, которая хотела воспользоваться внутренней неразберихой в халифате, снарядил большой поход на Стамбул в 782 году. Исламская армия под командованием Харуна, сына халифа, дошла до Ускюдара и заключив мир, и обязав при этом королеву Ирину платить ежегодную дань, вернулась обратно.  Халиф Харун ар-Рашид укрепил линию границы от Тарсуса до Малатьи, отремонтировал и оборудовал крепостные сооружения. Сюда он поселил добровольцев из различных районов халифата, впоследствии эти крепости на границе объединили в отдельную провинцию Авасым. Халиф Ма’мун в последние годы своего правления организовал  три похода на Византийскую Империю в 830-833 годах и сам участвовал в них. Тогда в средней Анатолии был захвачен город Тиана и туда были поселены мусульмане. Из этих действий становится понятно, что таким образом, готовились аванпосты для последующих походов в Анатолию. В эпоху Аббасидов, самый большой поход на Византийскую Империю был совершен халифом Му’тасымом. Му’тасым в 838 году с большим войском вошел в Анатолию, прошел через Анкару к самому большому городу Анатолии тех времен, Амориону, (вблизи нынешнего города Афьён) окружил и захватил его. После халифа Му’тасыма военная активность на Византийском направлении пошла на спад. Ослабление Аббасидского Халифата началось с середины IX века и войны велись уже между Византийской Империей и новыми государствами Сирии и Аль Джазиры. В особенности походы Сайфуддаулята из династии Хамданитов имели большую значимость. В этот период, кроме нескольких стычек на Туркестанском и Хазарском фронтах, царило полное спокойствие. Аббасиды, ввиду того, что Средиземноморье находилось далеко от центра империи, не обращали туда пристального внимания. Однако новообразованные государства Египта и Северной Африки на протяжении нескольких столетий контролировали Средиземное море. Примером тому, Аглебиты, правившие Сицилией с 825  по 878 годы.

Дружеские взаимоотношения между халифом Аббасидов Харун ар-Рашидом и королем Карлом Великим в начале IX века исходили из взаимной выгоды. Карл Великий считал Харун ар-Рашида возможным союзником в войне против Византии, а Харун ар-Рашид хотел использовать Карла Великого против Омеядов Андалузии, которые смогли создать могущественное и суверенное государство в Испании. Согласно мнению западных ученых взаимоотношения подкреплялись двусторонним обменом подарками и делегациями. Упоминается о необычных и искусно сделанных часах, которые Харун ар-Рашид подарил Карлу Великому. Вместе с тем, в исламских исторических источниках ничего не сообщается о тех взаимоотношениях в 797-806 г.г., на которые указывают западные историки.

С другой стороны империи, монголы Чингизхана после успешных походов на Китай с 1218 года направились на запад и стали занимать территорию Исламского мира. После уничтожения Харезмшахов в Иране и Ираке не осталось сил, способных противостоять монгольскому нашествию. Монголы сравняли с землей Самарканд, Бухару, Ташкент, Харезм, Бельх и продолжали продвигаться на запад. После смерти Чингизхана монгольское нашествие не остановилось. Один из его внуков, Хулагу, сломив последнее сопротивление в Иране, в январе 1258 года подошел к Багдаду и окружил его. В Багдаде не было сил оказать сопротивление. После того, как предложения мира были отвергнуты, последний Аббасидский халиф, Муста’сым, был вынужден сдаться вместе со всеми государственными чиновниками. Хулагу приказал казнить всех сдавшихся, а Багдад, в течении пяти веков служивший столицей Исламского мира, был разрушен. Как и в других исламских городах в Багдаде захватчики творили неописуемые безчинства, все государственные образования были разрушены. Мечети были превращены в руины, библиотеки разрушены, книги сожжены или брошены в Тигр. Захват монголами Багдада, расценивается, как одна из наистрашнейших катастроф в истории Ислама. Эта катастрофа нанесла вред, больше чем в политическом плане, в плане цивилизационном, и после этого события исламская культура начала стагнировать и затухать.

Династия Аббасидов, правившая с 750 по 1258 годы, вторая после Османской Империи по продолжительности правления. Исламская культура пережила свой расцвет, как раз в эпоху Аббасидов.  Аббасиды на протяжении долгого времени держали в своих руках правление на политической арене и кроме одного-двух отрезков времени, до конца своих дней являлись и духовными лидерами Исламского мира. Аббасидский халифат занимает достойное место, как в истории Ислама, так и в мировой истории.

Годы правления халифов из династии Аббасидов

  1. Абу Аббас ас-Саффах          132         750
  2. Абу Джафар аль Мансур       136         754
  3. Мухаммад аль Махди           158         775
  4. Муса аль Хади                     169         785
  5. Харун ар-Рашид                  170         786
  6. Аль Амин                             193         809
  7. Аль Ма’мун                          198         813
  8. Аль Му’тасым – Билляh          218         833
  9. Аль Васик – Билляh              227         842
  10. Аль Мутаваккиль - Аляллах   232         847
  11. Аль Мунтасыр – Билляh         247         861
  12. Аль Муста’ин – Билляh          248         862
  13. Аль Му’таз – Билляh              252         866
  14. Аль Мухтади Билляh              255         869
  15. Аль Му’тамид – Аляллаh         256         870
  16. Аль Му’тазыд – Билляh           279         892
  17. Аль Муктафи – Билляh           289         902
  18. Аль Муктадир – Билляh          295         908
  19. Аль Кахир – Билляh               320         932
  20. Ар-Разы – Билляh                  322         934
  21. Аль Муттаки-Лилляh               329         940
  22. Аль Мустакфи-Билляh             333         944
  23. Аль Мути-Лилляh                    334         946
  24. Ат-Таи – Лилляh                     363         974
  25. Аль Кадир-Билляh                   381         991
  26. Аль Каим-Биамрилляh              422         1031
  27. Аль Муктади-Биамрилляh         467         1075
  28. Аль Музтазхир-Билляh             487         1094
  29. Аль Мустаршид Билляh             512         1118
  30. Ар-Рашид Билляh                     529         1135
  31. Аль Муктафи-Лиэмрилляh          530         1136
  32. Аль Мустанджид- Билляh            555         1160
  33. Аль Мустази-Биамрилляh           566         1170
  34. Аль Насыр-Лидинилляh             575         1180
  35. Аз-Захир-Биамрилляh               622         1225
  36. Аль Муста’сым – Билляh           640-656          1242-1258

 

Монгольская катастрофа была остановлена в Айниджалуте в 1260 году командиром Мамлюков, Бейбарсом. В том же году, Бейбарс убивает Мамлюкидского султана Кутуза и сам восходит на трон. Султан Бейбарс привозит в Каир Ахмада, сына Аббасидского халифа Захира, ,который спасся бегством в Дамаск, когда монголы разрушали Багдад, с пышными торжествами объявляет Ахмада халифом и присегает ему на верность. (9 Раджаб 659/9 июня 1261). Тем самым, Аббасидский Халифат был создан заново, после трех летнего перерыва в пятивековом духовном лидерстве исламского мира. Ахмад, взявший себе имя «Мустансир», в тот же год отправляется с Султаном Бейбарсом в Дамаск, для освободительного похода на Багдад, однако Бейбарс вынужден вернуться и Мустансир, оставшись один на один с монгольским наместником, был убит в битве. Тогда Бейбарс объявляет халифом еще одного представителя Аббасидов, также по имени Ахмад, но названный «Аль Хакимом»; тем самым, Бейбарс обеспечивал духовную поддержку для своего политического могущества. Аббасидские халифы Египта происходят от Хакима. Имена этих халифов чеканились на монетах и их имена произносились на пятничных молитвах наряду с именами султанов, но реальной власти у халифов не было. Халифы управляли лишь имуществом и средствами, предназначенными для религиозных целей и исполняли некоторые обряды при восхождении на трон новых султанов.  

Аббасидские халифы из Каира отправляли некоторым исламским правителям приказы об их назначении и при возможности вмешивались в политические дела империи. Так, в 1412 году, после смерти Султана Насыра, халиф Адиль объявил себя султаном, однако султаном он был лишь три дня. Султан Муайед Хан низверг его с трона и убил. Некоторых халифов отстраняли по причине их несогласия с султанами. В конце концов, в 1517 году Османский правитель Явуз Султан Салим занял Египет, и по возвращению в Стамбул забрал с собой и последнего халифа Мутаваккиля. Таким образом, и Египетский Аббасидский Халифат закончил свое существование.

Аббасидские халифы Египта

  1. Аль Мустансир–Билляh Абу Касым Ахмад                                    659         1261
  2. Аль Хаким–Биамрилляh Абу Аббас Ахмад I                                 660         1261
  3. Аль Мустакфи Абу р-Раби’ Сулейман I                                       701         1302
  4. Аль Васик–Билляh Абу Исхак Ибрахим                                       740         1340
  5. Аль Хаким Биамрилляh Абу Аббас Ахмад II                                 741         1341
  6. Аль Му’тазыд–Билляh Абу Фатх Абу Бакр                                    753         1352
  7. Аль Мутаваккиль-Аляллаh Абу Абдулла (1-ое правление)        763         1362
  8. Аль Му’тасым–Билляh Абу Яхъя Закария (1-ое правление)       779         1377
  9. Аль Мутаваккиль-Аляллаh Абу Абдулла (2-ое правление)        779         1377
  10. Аль Васик-Билля Абу Хафс Умар                                                 785         1383
  11. Аль Му’тасым–Билляh Абу Яхъя Закария (2-ое правление)       788         1386
  12. Аль Мутаваккиль-Аляллаh Абу Абдулла (3-ое правление)        791         1389
  13. Аль Муста’ин–Билляh Абуль Фазль Аббас                                     808         1406
  14. Аль Му’тазыд–Билляh Абу Фатх Давуд                                         816         1414
  15. Аль Мустакфи–Билляh Абу р-Раби’ Сулейман II                          845         1441
  16. Аль Каим-Биамрилляh Абуль Бека Хамза                                    855         1451
  17. Аль Мустанджид–Билляh Абуль Махасин Юсуф                             859         1455
  18. Аль Мутаваккиль-Аляллаh Абуль-Из Абдульзиз                            884         1479
  19. Аль Мустамсик–Билляh Абу сСабр Якуб (1-ое правление)        903         1497     
  20. Аль Мутаваккиль-Аляллаh Мухаммад (1-ое правление)           914         1508
  21. Аль Мустамсик–Билляh Абу сСабр Якуб (2-ое правление)        922         1516     

Аль Мутаваккиль-Аляллаh Мухаммад (2-ое правление)             923         1517

 

Продолжение следует...

Исламская энциклопедия

Социальные комментарии Cackle