• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

3 направления исламизации Волжской Булгарии

Время чтения: 6 мин
6895

В случае с Волжской Булгарией мы видим, что принятие ислама нужно было правителям государства, исходя из чисто политического расчета. Алмуш не боялся далекого халифа, который просто физически не смог бы добраться до далекого Булгара.

В разговоре с Ибн Фадланом Алмуш говорит об этом прямым текстом: "Скажи ему: ты знаешь, что если бы халиф – да продлит Аллах его пребывание (в этом мире)! - послал ко мне войско, то одолел ли бы он меня?". Я сказал: "Нет". Он сказал: "А эмир Хорасана?". Я сказал: "Нет". Он сказал: "Это не вследствие ли отдаленности расстояния и многочисленности между нами племен неверных?" Я сказал: "Да".

Он сказал: "Скажи ему: итак, клянусь Аллахом, действительно я нахожусь в своем отдаленном местопребывании, в котором ты меня видишь, но действительно я боюсь своего господина, повелителя правоверных, и именно я боюсь, что до него дойдет обо мне что-нибудь такое, что он сочтет отвратительным, так что он проклянет меня, и я погибну в своем (отдаленном) месте, в то время как он будет оставаться в своем государстве, и между мною и им будут простираться далекие страны.

В то время как вы постоянно ели его хлеб и носили его одежды и видели его, вы обманули его относительно размера посылки, с которой он отправил вас ко мне, к народу неимущих (людей), обманули мусульман, (но) я не принимаю от вас (помощи) в деле своей веры, пока не придет ко мне такой (человек), кто будет правдив со мной в том, что он говорит. И если придет ко мне человек такого рода, то я приму от него".

В тот момент Алмуш сын Шилки больше всего боялся ближайших соседей-хазар, чем далеких арабов. Да, в случае конфликта с ними, халиф не смог бы послать войска для поддержки соплеменников-булгар, но он вполне реально мог ударить по хазарам с юга. Возможно, думая о такой перспективе, еще в 913-914 гг. Алмуш разгромил русов, которые совершили набег на Прикаспийские владения Арабского халифата, чем показал свою лояльность арабам.

Помимо всего прочего, Алмуш мечтал объединить под своей властью большинство тюркоязычных племен Поволжья. Исламская религия должна была прийти в Волжскую Булгарию в качестве идеологии нового цементирующей идею единовластия — главного принципа феодальной монархии. Успеху данного мероприятия могло способствовать наличие общей доктрины, общей идеологии для чего ислам подходил почти идеально.

Кроме того, ислам уже де-факто распространился в Волжской Булгарии - его официальное признание в качестве государственной религии подняло бы авторитет Алмуша среди своих подданных. Тем более, что этот процесс, согласно данным Ибн Фадлана, уже принял в то время массовую форму:

≪Мы видели у них домочадцев одного "дома" в количестве пяти тысяч душ женщин и мужчин, уже всех принявших ислам, которые известны под именем аль-Баранджар. Для них построили мечеть из дерева, чтобы они молились в ней. Они не умеют читать, так что толпа делает (повторяя) то, как (каким образом) молятся (другие).

Действительно, как-то под моим руководством принял ислам один человек (муж) по имени Талут. Итак, я назвал его "‘Абдаллахом", он же сказал: "Я хочу, чтобы ты назвал меня своим (собственным) именем Мухаммад", и я это сделал. И приняли ислам его жена, и его мать, и его дети, и всех их стали называть Мухаммадом. Я научил его (произнесению): "Хвала Аллаху" и "Скажи: он Аллах един", и радость его от этих двух сур была больше, чем его радость, если бы он сделался царем славян".

Булгары однозначно ориентировались на Среднюю Азию. Недаром первые булгарские монеты являлись подражаниями саманидскому чекану, вплоть до дат и центров чеканки (Бухара, Самарканд, Чач).

Да, Алмуш хотел избавиться от "опеки" Хазарии, но для вооруженного решения этой проблемы у булгар не хватало сил. Необходимо было искать союзников. Историк И.Л.Измайлов полагает, что союзниками булгар не могли стать дружественные саманиды, поскольку "они вообще редко вмешивались в европейскую политику, поскольку их были сосредоточены в Хорасане; кроме того, сама их империя переживала период неуклонного упадка и распада, который произошел уже в середине X в.".

Ученый считает, что другой дружественной силы, которая могла бы помочь в борьбе с Хазарией, у булгар не было. И тут им помогли давние торговые и этнические связи. Булгары знали, что мусульмане Багдада являются злейшими врагами хазар. Возможно, они даже знали о войнах арабов с хазарами в VII в. или хотя бы рассказы о них".

Конечно, ислам проник в Булгар из относительно близкой Средней Азии с торговцами и купцами, с учеными и странствующими дервишами, но все же в то время Средняя Азия в геополитическом отношении значительно уступала мощному государству - Аббасидскому халифату, с которым дружить было выгодно во всех отношениях.

Если де-факто источником исламизации была Средняя Азия, то де-юре им должно было стать сильное государство-лидер. Багдадское посольство двигалось в Булгар именно через Среднюю Азию - видимо, в то время это был самый короткий и надежный путь. Следовательно, им пользовались и булгары, которые с торговыми целями (в т. ч. и в качестве посредников с Северной Европой) посещали Среднюю Азию и раньше. Может возникнуть вопрос - почему булгары приняли именно ислам, а не какую-либо другую религию?

Дело в том, что с исламом часть протобулгарских племен познакомилась еще в конце VII -начале VIII вв., когда после распада Великой Булгарии Кубрата они начали передвижение в сторону Средней Волги. Тесные контакты с мусульманами-хазарами заложили основу для формирования мусульманской ментальности будущих волжских булгар.

Что касается жителей Волжской Булгарии времен Алмуша сына Шилки, то они, будучи в основной своей массе представителями городской, цивилизованной культуры, не могли подпасть под влияние соседей-язычников, которые находились на нижней ступеньке культурного развития. Ближайшими соседями по уровню равнозначной цивилизованности являлись среднеазиаты (хорейзмийцы и саманиды) - следовательно, волжские булгары могли наиболее тесно контактировать именно с ними. Необходимо отметить, что исламизация Поволжья была интересна не среднеазиатам и даже не арабам, а самим поволжским булгарам и другим народам этого региона.

Они выбрали то, что было интересно им самим, и вышеупомянутое посольство, прибывшее из Багдада появилось здесь лишь после письменного приглашения местных булгарских правителей. Естественно, что булгары и их прямые потомки - современные поволжские татары, как тогда, так и сейчас не могли принять того, что им было невыгодно. И поэтому строили свою политику лишь, в интересах своего собственного народа, а не в интересах каких то абстрактных для них тогда понятий как то "общая исламская умма" и др.

Вторым вектором исламизации Булгарии могли стать сами жители этого государства, точнее, ее наиболее передовая и пассионарная часть. Из источников нам известно, что уже в самые первые годы появления ислама в Аравии и, вообще, на мусульманском Востоке там находилось немало выходцев из Булгарии, которые оказались в тех краях с торговыми или иными целями. Вернувшись на родину они могли исламизировать значительную часть своих сограждан, но говорить о том, что именно благодаря им ислам проник в Булгар было бы неправильным. Все-таки религия в то время была уже не только объектом духовной практики отдельно взятого человека, но и в большей степени инструментом политики и тонкого дипломатического расчета.

Третьим направлением исламизации Волжской Булгарии мог стать путь: Халифат-Хазария-Волжская Булгария. Как известно, государственной религией Хазарии был иудаизм, но большинство населения исповедовало ислам. Какие-то тюркские взаимосвязи, близкий и понятный язык, схожая культура и быт, могли способствовать тому, что ислам мог просочиться и по этому вектору.

Данный процесс начался, как уже упоминалось выше, в конце VI-начале VII вв. в низовьях Волги и мог продолжится в начале IX в., когда группа булгарских племен под руководством Алмуша сына Шилки осваивала территорию, где позже расположится государство Волжская Булгария. Находясь длительное время в составе Хазарского каганата, булгары были знакомы и с иудаизмом — верой своих сюзеренов. Но они отказались от нее, потому что им для осуществления своей самостоятельной политики необходима была такая религия, которую можно было бы противопоставить вере своих "хозяев".

Что касается официальной исторической науки, то на данный момент известно мнение уфимского ученого Г.Б.Фаизова, который выделяет пять основных причин принятия ислама в Волжской Булгарии:

  1. Экономические и географические условия;
  2. Религия отвечала социальным потребностям общества;
  3. Экономический рост;
  4. В начале X в. аббасиды утратили политическую власть над значительной частью своих владений, но суннитские государи продолжали признавать их религиозный суверенитет и приезжали к ним за инвеститурой;
  5. Субъективный фактор, выразившийся в том, что сам Алмуш уже успел принять ислам.

Все эти факторы, в основном подтверждаются и сообщениями Ибн Фадлана. Несомненно, что этот источник является наиважнейшим и незаменимым документом по истории Волжской Булгарии и соседних племен, благодаря которому мы теперь можем составить достаточно объективную картину исламизации Волго-Уральского региона.

Азат Ахунов

Социальные комментарии Cackle