• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Служение Богу – это прежде всего призвание, а не профессия»

2719

На второй сессии заседания Совета по исламскому образованию России, который проходил вчера в стенах Российского исламского института в г. Казани, продолжилось обсуждение Концепции развития исламского образования России. Обсуждались в первую очередь практические вопросы работы Совета, изменения которые могли увеличить работоспособность нового органа.

Вначале присутствующим был представлен доклад «Мониторинг деятельности мусульманских вузов». Там были озвучены основные цифры отражающие деятельность исламских вузов России, обзор из образовательных программ. Такой анализ был необходим с целью выработки единого образовательного стандарта для мусульманского образования.

Затем разгорелась интерсная дискуссия по поводу самой концепции исламского образования в России.

Руководитель администрации Центрального ДУМ России Мухаммад Таджутдин призвал не затягивать в долгих спорах принятие этого документа. «Мы ознакомились с частью концепции и она заслуживает всяческкого внимания. Мне кажется не стоит столь сильо оспаривать детали, иначе все наше дело не сдвинется с мертвой точки, ведь как мы все знаем разговоры о необходимости этой программы идут уже долгие годы» - сказал он.

Аликбер Алекберов, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, затронул проблему законодательной легализации ученых степеней по специальности связанного с исламоведением и теологией вообще. По его словам, уже есть некоторая предварительная договоренность об этом с ВАКом (высшая аттестационная комиссия), но для этого необходимо для начала оформить государственную программу по специальности «теология», а уже затем на этом основании можно добиться признания теологов-исламоведов как полноправных ученых.

В реальности это достаточно серьезный вопрос, так как если Совет со временем сможет довести до конца этот вопрос, то изучением ислама в России станет из удела редких энтузиастов, профессиональным ремеслом и государство будет обязано так или иначе финансировать исламоведческую школу традиционного ислама народов России. А это несомненно повысить как престиж, так и значимость российских исламоведов и богословов.

Рафик Мухаметшин, ректор РИИ в своем выступлении выразил общую позицию руководителей исламских учебных заведений заключающуюся в том, что при окончательном принятии этого важнейшего документа, необходимо обязательно учесть все замечания директоров медресе и ректоров исламских вузов, которые все входят в Совет по исламскому образованию. «Получается опять без нас все решили» - сказал он. По его словам, нынешний проектный вариант концепции развития исламского образования России подразумевает, что по ней будут готовить светских исламоведов, а «мы же занимаемся подготовкой религиозных деятелей» - недоумевал он. «Получается что принимаемая программа нас никак не касается».

На это начальник Отдела по вопросам национальных отношений Департамента культуры Правительства Российской Федерации - Олег Серегин, заверил присутствующих в полной открытости их к замечаниям и предложениям по самой Концепции, которые даст Совет.

Концепция должна быть утверждена всеми. Мы хотим разрабатывать его совместно с вами, пожалуйста предлагайте свои поправки, -  сказал он.

«Служение Богу – это прежде всего призвание, а не профессия»

Другой выступающий – Даут Тумалаев обратил свое внимание на другую проблему.

«Концепцию мы можем адаптировать, но вопрос сейчас в другом – куда девать выпускников медресе?»

По его словам существует очень серьёзная проблема с устройством молодых выпускников исламских учебных заведений в приходах  сельской местности, и из-за экономических трудностей там сложно удержать их надолго. В ответ на это А. Аликберов сказал, что исламское образование – это как правило второе высшее образование. По его мнению, в принципе невозможно гарантировать трудоустройство всех выпускников медресе. В качестве примера он привел многочисленных исламских шейхов из восточных стран, которые активно занимаются предпринимательской и экономической деятельностью, чтобы полностью обеспечить себя, а религиозными делами нагружают себя только из-за своих внутренних потребностей. «Служение Богу – это прежде всего призвание, а не профессия, она должна идти от всей души».

Представитель Дагестана предложил открыть при Совете по исламскому образованию экспертную группу, которая бы разбиралась с проблемой экстремисткой литературы. По его мнению, из-за неверной интерпретации многих исламских богословских книг, они совершенно несправедливо вносятся в список запрещенной литературы.

С большим интересом было встречено выступление представителя Крыма Асадулла Баиров. Он сообщил, что уже в предыдущий период, находясь в составе Украины, мусульмане Крыма уже начали работу по созданию своей концепции исламского образования. Отметив, что взгляды на этот вопрос у нас в основном одинаковы, поэтому наша программа уже на 80-90 % идентична той программе которую сейчас рассматривает Совет. 

При этом он высоко оценил то внимание, которое уделяется в России развитию исламского образовательного компонента, сказав, что раньше находясь под украинским законодательством они о таком могли только мечтать. А. Баиров подчеркивая важность такой программы, напомнил историю Турции, где из-за политики жесткой секуляризации, к 1950-м годам практически не осталось грамотных священнослужителей, из-за чего нельзя было найти по всей стране имамов, знающих мусульманский обряд похорон.

В конце заседания были проведены выборы в руководящий состав Совета по исламскому образованию. Председателем был переизбран ректор РИИ Рафик Мухаметшин, его заместителем избран ректор исламского университета в Грозном Абдурахим Мутушев. Ревизором Совета – ректор исламского университета г. Уфы – Ринат Раев.

Ильнар Гарифуллин, Казань

Комментарии

Яндекс.Метрика