• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Шамаиль нельзя назвать оберегом, но это определенно сакральный объект"

Время чтения: 5 мин
24007

Что такое шамаиль? Что скрывается за этим термином? Какими особенностями обладает татарский шамаиль? «Шамаиль» в переводе с арабского означает «качества, достоинства». С персидского – «священная картина» или «образ». Это своеобразный феномен мусульманской культуры. Шамаиль – настенное панно с изображением святых мест и мечетей, а также текстов изречений из Корана, афоризмов, фрагментов поэтических произведений. Эти картины основаны на арабской каллиграфии, выполненных масляными красками на стекле, в современном исполнении на холсте, вручную или типографским способом на бумаге или в виде вышивки на ткани.

Стоит отметить, что изобразительное искусство в исламе далеко не портрет, не натюрморт.

- В конце XVIII - начале XIX веков для шамаилей характерна функция карты, - рассказал Ильшат Гимадеев, старший преподаватель КФУ. – Свойственный тому времени джадидизм – это, в первую очередь, реформа образования, что не могло не отразиться на искусстве шамаиля. Казань стала первым городом в России, где стали издаваться условно мусульманские карты. В это время наблюдается резкий рост издания мусульманской литературы, в том числе особое внимание уделяется шамаилю.

 

В любом татарском доме можно найти рисунки и надписи, которые развешиваются на стенах. Для ислама характерно отсутствие изображений живых существ, в том числе людей. Поэтому в основном шамаиль представлял собой священные изречения из Корана.

К татарскому народу шамаиль пришел из Турции. Для татар характерно изображение на стекле черной краской, а буквы, оставленные незакрытыми, заклеивать мятой фольгой.

Основными сюжетами выступают изображение священных для мусульман городов – Мекки, Медины, Константинополя, древо жизни, сандалии Пророка (мир ему и благословение). Если говорить о надписях, то чаще всего встречается аят «Аль-Курси». Это особенный аят Священного Корана, обладающий не только глубинным смыслом, но и силой мистического воздействия. Как сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), это — величайший из коранических аятов, потому что он содержит в себе свидетельство единобожия, а также величия и безграничности качеств Всевышнего Создателя. В этом аяте, доступными для человеческого понимания словами Аллах говорит людям о Себе и Своей несопоставимости с какими бы то ни было предметами и сущностями сотворенного Им мира. Этот аят обладает восхитительным смыслом и заслуживает называться самым великим из коранических аятов.

- Вообще шамаиль – это множественное число слова «шамиль», что означает достоинство и применялось по отношению к Пророку (мир ему и благословение). Его нельзя назвать оберегом, но это определенно сакральный объект. Несмотря на то, что зачастую он сделан кустарным способом, человеком, непонимающим смысла, шамаиль имел свое место в доме. Зачастую можно столкнуться и с соединением нескольких шамаилей в одном.

Если подробнее ознакомиться с печатными шамаилями XIX века, то мы увидим, каким образом в советское время люди представляли себе восток. На таких шамаилях можно встретить пальмы и мечети из сказки про Аладдина, цветы и всяческие украшения. Наиболее распространенным вариантом был шамаиль в форме свитка со свидетельством веры.

- Встречались мне шамаили, где нет ни слова о религии. К примеру, корабли с подписями, строительство Хиджазской железной дороги. Единственное – вдалеке можно было разглядеть минареты мечетей. Это та категория шамаилей, где изображаются святые для мусульман места. Это своеобразная энциклопедия жизни татарского народа того времени.

Нельзя не отметить и влияние Ирана на культуру татарского народа, что отразилось в том же шамаиле, где присутствуют имена ныне шиитский имамов. Традиционный шамаиль выглядит примерно следующим образом: в центре располагается аят «Аль-Курси», по бокам – названия мусульманских месяцев, имена четырех праведных халифов или имена ангелов Джабриил, Михаил, Исрафил и Израил. Также можно наткнуться на шамаили, являющие собой перечисления имен Всевышнего или родословную Пророка (мир ему и благословение).

Особое место в искусстве татарского печатного шамаиля занимает изображение жизни пророков и их родных: корабль Нуха (мир ему) стал своеобразным оберегом для мореплавателей, Хасан и Хусейн (внуки пророка Мухаммада, мир ему и благословение). Особо хочется сказать о шамаилях, в основу которых легла история с обитателями пещеры, приведенная в Коране.

«Мы поведаем тебе рассказ о них доподлинно, ибо они - юноши, уверовавшие в своего Господа, и Мы укрепили их на прямом пути. И Мы наделили их сердца силой, когда они проснулись и произнесли: "Господь наш - Господь небес и земли! Мы не станем взывать с мольбой к другому божеству помимо Него, ибо это было бы кощунством. Эти [люди] нашего народа стали поклоняться другому Богу помимо Него. Но почему же они не приводят ясного доказательства о том, что они - [доподлинно Боги]? Нет несправедливее того, кто измышляет против Аллаха ложь! Раз вы отреклись от них и от того, чему они поклоняются помимо Аллаха, то укройтесь в пещере, и ваш Господь одарит вас Своей милостью и окажет покровительство в вашем деле». (Пещера, 13-17).

Когда же юноши вошли в пещеру, то заснули.

«Ты [,Мухаммад,] увидел бы, что [лучи] солнца на восходе минуют их пещеру, клонясь вправо, а на закате они уклонялись налево. Сами же они покоились в глубине пещеры. Все это - из знамений Аллаха. Тот, кого ведет Аллах, идет по прямому пути; тому же, кого Он вводит в заблуждение, ни за что не найти ни покровителя, ни [духовного] наставника. Можно подумать, что они бодрствуют, но на самом деле они погрузились в сон, и по Нашему велению переворачиваются с одного бока на другой. А их собака лежала на пороге, вытянув лапы...» (Пещера, 17-18).

Спустя долгое время, согласно Корану, 309 лет, верующие юноши проснулись и подумали, что провели во сне лишь день или полдня. Они послали одного из своих с серебряной монетой и попросили под видом иностранца купить кушанья, остерегаясь при этом, чтобы никто не догадался о его личности. В противном случае, если местные жители узнают, то побьют камнями или обратят в свою веру. Тот человек прибыл в город, однако увидел его совсем другим, его жители изменились, он даже не понимал их языка.

Они ему сказали: "Ты кто и откуда"? Тогда он раскрыл свой секрет. Когда весть об обитателях пещеры дошла до слуха короля, то он немедленно пожелал встретиться с ними. Прибыв к ним и поговорив, он увидел, что молодые юноши полны жизненных сил, а лица их излучают свет и любовь. Правитель пригласил их, как самых дорогих и почётных гостей,  посетить свой дворец и жить в  городе под его покровительством. Однако юноши отказались и с покорностью и смиренностью обратились с мольбой ко Всевышнему о возвращении в прежние времена. И просьба была исполнена – они перенеслись в  Вечность.

Зачастую, по словам Ильшата Гимадеева, шамаиль клали в могилу, чтобы он помог человеку пройти допрос в Судный день.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle