"Особенность мусульманской одежды – это возможность сохранить женское самоощущение"
Пожалуй, каждый знает о такой поговорке, как «Встречают по одёжке, а провожают по уму». А как много о нас может рассказать наша сегодняшняя повседневная одежда, головной убор, подобранные изящные украшения? А раньше по тому, как повязан платок, какая вышивка присутствует на фесе или калфаке, как звенят серёжки, есть ли на фесе кисть, какое изю на девушке можно было узнать не только социальное положение, но и возраст представительницы прекрасной половины человечества, уровень её рукоделия и даже характер.
Окунуться в национальную богатую культуру татарского и крымскотатарского народов стало возможным в рамках очередной встречи «Женской гимназии». На этот раз девушки смогли не только узнать об истории возникновения определённых элементов женского традиционного костюма, но и примерить на себе национальные головные уборы и их более стилизованные версии, научиться красиво повязывать платок поверх фесок и отличать по вышивке особенности характера обладательницы фески.
- То, что мы с вами носим, влияет на наше внутреннее состояние, поведение и чувство себя, – обратилась к аудитории гостья из Республики Крым Зейнеб Баирова. – Одна из особенностей мусульманской одежды – это её возможность сохранить то самое женское самоощущение. Наш хиджаб – это плод нашей земли. Наши предки придумали до нас норму одежды, которая сочетает в себе и следование предписаниям шариата, и национальный колорит. Нам не нужно искать что-то издалека. Не надо ехать в Африку за бананами, если у нас растут свои яблоки и груши.
Стоит отметить, что девушки приехали из Крыма далеко не с пустыми руками, а привезли с собой работы немногочисленных, но очень смелых и талантливых крымских дизайнеров, занимающихся вышивкой фесок. По словам Вели Зелифе, идеальная высота фески составляет 6 см. Тогда платок ляжет поверх головного убора идеально. А вот если на феске можно было заметить кисточку, то это означало, что её обладательница ещё не замужем.
Фески различаются своей формой – неглубокие, цилиндрические, расшитые по околышу золотыми нитями. Разнообразны они и по украшающей их вышивке – есть вышитые вручную (на это тратится от месяца и больше), а есть более практичный и доступный вариант – с использованием машинной вышивки.
Крымская женщина всегда ходила с покрытой головой, но в зависимости от возраста и положения головной убор несколько трансформировался. До подросткового возраста феску шили без жёсткой основы из однотонной фабричной ткани с кисточкой на макушке. Позднее, когда девушка уже могла быть обручена, проходила церемония покрытия головы, на которой в присутствии приглашённых гостей мать покрывала дочери голову «шербенти» (шарф). С этого дня основным головным убором девушки становилась феска, сшитая на твёрдой основе из бархата или атласа, и шарфы, вышитые с использованием растительного орнамента.
С середины XIX в. всё большее распространение получают фески в виде усеченного конуса, жесткой формы, сшитые из бархата бордового цвета. Они были приняты в среде молодёжи разного достатка. Украшались в основном монетами, располагавшимися в налобной части, а к концу XIX в. – филигранными накладками на донышко – «тепелик». У молодух по бокам прикреплялись еще и накладки «зулуфльи», служившие для того, чтобы прикрывать локоны, срезавшиеся на висках у невесты во время свадебного обряда. Они говорили о том, что их носительница замужем. Спереди, у границы околыша и донышка, прикреплялось филигранное украшение в виде полумесяца. Самые нарядные разнообразно украшенные фески встречались в районе Бахчисарая. До 1870-х годов фески такой формы носили только девушки и молодухи, а к концу XIX в. они пришли в убор женщин зрелого возраста, но здесь уже не использовались сложные украшения. Феска стала выглядеть строже.
Также для крымскотатарского народа характерно использование двусторонней вышивки, техникой которой на сегодняшний день владеет малое количество мастеров.
В ходе своеобразного девичника можно было увидеть костюм крымской татарки, состоящий из платья и рубахи с запахом поверх него, подпоясанной силами Всевышнего уцелевшим в сложные годы поясом.
Костюм казанских татар представляла Нурия Зарипова, дизайнер, автор коллекции «UMAI». Мастерица познакомила представительниц братского народа с разновидностями калфака, стилизованными изю и прекрасными, выполненными в татарской традиционной технике платьями на никах.
Если говорить о калфаке, то, как правило, он традиционно украшается вышивкой, а также расшивается золотыми и серебряными нитями. Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.
Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. Так, к примеру, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками. Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга.
Логическим завершением вечера стала коллективная фотография и небольшие мастер-классы по повязыванию платка с сопутствующей фотосесией.
Ильмира Гафиятуллина, Казань