• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

О новой Соборной мечети Татарстана

Время чтения: 5 мин
2722

Почему Казани нужна Джамигъ аль-Кабир?

Сегодня снова возник вопрос о строительстве в Казани Соборной мечети, то есть Джамигъ аль-Кабир. Вопрос в высшей степени актуальный, то есть своевременный. Почему? Удивительно, но факт. Сегодня в Татарстане, а именно в ее столице Казани, нет отвечающей всем требованиям Соборной мечети - Джамигъ аль-Кабир.

Большая мечеть Кул Шариф, которая располагается в Казанском Кремле, конечно, имеет большое символическое значение для города, Республики и всего татарского народа, но, безусловно, не может выполнять функцию Соборной мечети.

Во-первых, несмотря на свои внешне большие размеры Кул Шариф может вместить в себя максимум полторы тысячи человек. Это размер Джами мечети, но ни как ни Джамигъ аль-Кабир.

Во-вторых, нельзя забывать, что Кул Шариф это часть музейного комплекса Казанского Кремля, то есть юридически это практически музей, который открывает и закрывает свои двери по расписанию работы музея. Какая же это Соборная мечеть, если там нет возможности прочитать любую из пяти обязательных намазов, в том числе и ночную?

Да и, в конце концов, наличие одной большой мечети в центре Казани никак не отменяет возможности построить вторую.

Например, известно, что во времена Казанского ханства в центре города было множество мечетей. После разрушения Казани в царский период в центре Казани построили большие красивые церкви – Благовещенский собор, Петропавловский собор, знаменитый Собор Казанской иконы (который сейчас восстанавливают).

Если в ханский период основное население Казани составляли татары-мусульмане, то к 19 веку большую часть населения составляли православные и поэтому церквей стало больше.

Сегодня же демография Казани снова поменялась – половина населения города (и больше половины населения Татарстана) идентифицируют себя как мусульмане, таким образом совершенно естественно, что в центре столицы Республики должна появиться Соборная мечеть.

Это вопрос не только и не столько символический, но и практический. Как я уже сказал, мечеть Кул Шариф вмещает в себя совсем небольшое количество людей. На праздничные дни людям приходится читать намаз на улице (и это касается не только Кул Шарифа, но и большинства мечетей Казани). Хорошо, что последние годы мусульманские праздники выпадали на теплое летнее время года, но постепенно эти даты приближаются к осени, а там и зимнее время, дай Аллах, не за горами. Нормально ли, что мусульмане в Татарстане имея возможность построить Соборную мечеть будут читать праздничные намазы под дождем и снегом?

Строительство Соборной мечети именно в центре важно как с логистической, так и с символической точек зрения. Логистически, так как такая мечеть должна располагаться примерно на одинаковом расстоянии от всех спальных районов Казани. Совершенно справедливо если для жителей Азино, Кварталов, Горок или Авиастроительного района Соборная мечеть будет находится на примерно одинаковом расстоянии. Единственное место обеспечить эту справедливость это построить мечеть в центре города.

Если же говорить символически, то тут все очевидно – Соборная мечеть Казани и Татарстана просто не может располагаться на окраине города. Это нонсенс.

Центр города имеет символическое значение, то есть он должен отражать ту социальную картину города и региона, столицей которой он является, а не поддерживать царские традиции, когда мечети разрешалось строить вдалеке от центра города того времени – в сегрегированном районе за Булаком.

Социальная картина же такова, что теперь мусульман и православных в Казани примерно поровну и живем мы не отдельно друг от друга, а перемешано. Поэтому совершенно логично, что в центре города недалеко от красивых православных соборов появится и красивая Соборная мечеть. Это будет лучшее проявление дружбы народов и мирного существования религий на нашей земле. Эта мирная жизнь – наша гордость и мы должны демонстрировать миру, что Казань это пример для подражания.

Татарский стиль

Особенно приятно будет, если эта мечеть станет реализацией давней мечты татарской интеллигенции о развитии и расцвете татарской архитектуры. Очень хотелось бы, чтобы мечеть была построена на основе татарских архитектурных и орнаментальных традиций, чтобы она стала примером того, что татарский стиль в мусульманской архитектуре имеет свой особый голос и это не только голос прежних небольших мечетей, но и голос монументальных решений – для мечетей соборных.

Если подойти к этому вопросу правильно, то архитектура новой мечети могла бы дать толчок к развитию современной татарской архитектуры, то есть вдохновить сегодняшних архитекторов и заказчиков к строительству зданий, не только религиозных, в новом татарском архитектурном стиле.

Роль мечети

Кроме того, мне хотелось бы отметить один принципиальный момент. В обсуждении того, какой должна быть будущая Соборная мечеть нельзя забывать о том, какую социальную функцию она должна выполнять. Само собой, прежде всего это религиозная функция – проведение всех намазов и праздничных мероприятий. Но это место должно быть точкой роста – распространения знаний об исламе, а также другой социально-полезной работы – благотворительной, реабилитационной и общественной.

Помимо самой важной религиозной пользы, жители города, Татарстана, да и всей страны могли увидеть ту социальную пользу, которую приносит такая мечеть. Вокруг мечети должна быть очень активная социально-полезная жизнь – помощь и поддержка нуждающимся, но не разовая, на основе отдельных акций, а постоянная – каждодневная.

То есть там должны быть не только мусульманские образовательные курсы (что тоже очень важно), но разные образовательные и реабилитационные программы  для самых разных социально незащищенных слоев население. И эти программы должны нести, в хорошем смысле, рутинный, то есть ежедневный характер. В некотором смысле, татарстанская Джамигъ аль-Кабир должна стать символом нашего мусульманского сообщества Татарстана, ориентированного на социальное созидание.

Илдар Баязитов

Социальные комментарии Cackle